Поп-арт

Показанный на открытии фильм Владимира Хотиненко «Поп», вероятно, останется главным событием выборгского фестиваля «Окно в Европу»
ИТАР-ТАСС

Поп» приехал в Выборг на особых правах внеконкурсного «фильма открытия» и, значит, останется без наград. «Окно в Европу» наверняка было не прочь укрепить им конкурс, но в результате согласилось укрепить самого Хотиненко в статусе почтенного кинематографиста, которому состязательность не к лицу.

Его фильм по одноименному роману Александра Сегеня обращается к не замусоленным, даже толком не разрезанным страницам истории Великой Отечественной войны, касающимся сотрудничества Русской православной церкви с оккупантами. Главный герой «Попа», отец Александр, – участник православной миссии, которая начала осуществляться по фашистской инициативе в августе 1941 г. В течение четырех лет прибалтийские священники под приглядом новой власти возрождали церковную жизнь на псковских землях, а после войны были перемолоты режимом победителей в лагерную пыль.

Исторические факты не позволяют, однако, задним числом обрядить всех псковских миссионеров в белые одежды. Среди них встречались люди разного сорта, но Хотиненко вслед за Сегенем выбирает в герои человека этически безупречного – и тут он в своем праве. Справедливости ради отмечу, что, пожелай режиссер изменить угол зрения на предмет, ему бы вряд ли это удалось – либо он вынужден был бы отказаться от производственных услуг компании «Православная энциклопедия», соединившей моральные интересы РПЦ с деньгами «Газпрома». Но подобная дилемма перед Хотиненко, похоже, и не стояла. Во всяком случае, его фильм выглядит искренним высказыванием автора, влюбленного в вымышленно-собирательный образ «положительно прекрасного» человека отца Александра (Сергей Маковецкий). Тот не соблазняется местью большевикам за поруганную веру, не ищет в «немецком порядке» спасения от красной нечисти и не заблуждается насчет оккупантов и их приспешников-полицаев, которых даже отказывается отпевать. В той же мере его не смущает факт немецкого патроната: какими бы соображениями ни руководствовались немцы, он будет служить не им, а Богу и поступать сообразно совести. Поддержит верующих, удочерит еврейскую девочку, а затем примет в семью еще несколько оборвышей, отпустит грехи мальчишке-партизану, соберет и отвезет теплые вещи в лагерь смертников – и не его вина, что эти вещи окажутся на солдатах вермахта. Он знает цену немецкой наковальне и знает, что потом будет прихлопнут советским молотом, но не отступается.

Роль ясноглазого батюшки – одна из самых значительных работ Маковецкого, при том что из самых сложных по задаче – воплотить трепет, мягкую силу и кротость, не впадая ни в умильность, ни в пошлость. Пожалуй, в долголетнем тандеме актера и режиссера поп Александр встал вровень с поэтом Макаровым из одноименного фильма. Видимо, разделяя точку зрения на кино как на искусство площадное и грубое, Хотиненко никогда не стеснялся в режиссуре прямых ударов, наглядных жестов и других жирных средств. Не стесняется и здесь – в назидательных ракурсах, аттракционном резком звуке, параллельном монтаже. Предлагая при этом Маковецкому существовать на противоположных основаниях, на тишайших энергиях – и этот контраст не разрывает фильм изнутри, а сообщает ему внутренний объем и здоровую силу.