Окно в Рим

Большое жюри конкурса «Выборгский счет», куда вошли все зрители, посещавшие фестивальные сеансы и голосовавшие на выходе из зала, присудило победу фильму «Видримасгор, или История моего космоса». Результат неожиданный: с ленфильмовским дебютом бывшего психолога Яны Поляруш никаких надежд не связывали

Видримасгор», в переводе на привычный русский означающий «Вид Рима с гор», оказался современной сказкой с честно прописанным в традициях «ленинградской школы» бытом и со счастливым концом. Такие концы и такой жанр упомянутая школа как раз не жаловала, но предтечу Поляруш сыскать все же можно: это Юрий Мамин, вслед за которым Поляруш запускает волшебный сюжет при помощи чудо-окна из кухни питерской коммуналки.

В аналогичной коммуналке проживал Иосиф Бродский – герой фильма Андрея Хржановского «Полторы комнаты, или Сентиментальное путешествие на родину». Год назад «Полторы комнаты» были представлены и поощрены в Выборге как незавершенный проект, весной в законченном виде победили на ивановском «Зеркале», однако это не помешало отборщикам включить их в программу нового «Окна», а жюри – премировать «Золотой ладьей».

Взяв в условные протагонисты поэта Бродского, автор «Полутора комнат» осуществил свой личный «амаркорд», подробно и трепетно высказался о себе и поколении – и какие претензии предъявишь столь интимному высказыванию? У председателя жюри Алексея Германа-младшего их и не было. И все же пышные эпитеты, которыми он сопровождал этот вердикт, при всем уважении к заслугам режиссера Хржановского показались барочной чрезмерностью.

Рискну предположить, что грандиозная Алиса Фрейндлих, исполнившая роль матери, понадобилась «Комнатам» прежде всего не как актриса, способная решать сложнейшие задачи, а как питерское «наше все», драгоценный городской символ вровень с корабликом Адмиралтейства. И бывший ленинградец Сергей Юрский получил роль отца на схожих основаниях. Играть им обоим здесь особенно нечего, но выборгский конкурс не в пример сочинскому вышел совсем скупым на женские роли, а потому решили наградить Фрейндлих. Это достойнейшее имя – и все же одна заметная женская роль точно была: ее исполнил Михаил Ефремов в фильме-хеппенинге Григория Константинопольского «Кошечка».

Пожилая спившаяся балерина с размазанным по лицу макияжем превосходна, но непонятен ход мыслей членов жюри, присудивших Ефремову в «Кошечке» приз за лучшую мужскую роль. Обладай жюри хоть каплей здорового радикализма, оно воспользовалось бы шансом на крутейший жест. Ефремов помимо «Кошечки» отлично выступил – и тут уж действительно по-мужски – в дебютной комедии Ильи Демичева «Какраки». И что бы тогда не вручить ему оба приза – мужской и женский? Формальные основания для этого были, неформальные (качество работы и обидная обделенность могучего актера Ефремова наградами) тоже имелись. Но вот с радикализмом жюри оказалась беда. Что подтвердил приз за художественное решение «Метеодиоту» Наны Джорджадзе – фильму столь же «культурному», сколь несвежему.