Вектор


Социальная помощь

Дочерние операторы «Связьинвеста» не раз сетовали, что государство нагружает их неприбыльными, но социально важными задачами. Например, в 2007 г. им пришлось потратиться на внедрение универсальных услуг связи (доступных в любом населенном пункте и регулируемых государством). Нынешний случай, кажется, первый, когда «Связьинвест», наоборот, рад поучаствовать в «социальном» проекте. Премьер поручил Минкомсвязи назначить его дочерний «Ростелеком» единственным оператором программы «Электронное правительство». Это часть ФЦП «Электронная Россия», предусматривающая электронное взаимодействие федеральных ведомств, чиновников и граждан. Предполагалось, что с 2009 г. многие госуслуги (выдача паспортов, регистрация прав на недвижимость и т. д.) будут оказываться через интернет, но этого пока не произошло. Вложения государства в «Электронную Россию» (16 млрд руб. с 2002 г.) были неэффективными из-за нескоординированной работы ведомств, считает Минкомсвязи. Теперь по крайней мере у одной из подпрограмм будет единый координатор – «Ростелеком». Компании это на руку, считает первый заместитель гендиректора «Связьинвеста» Александр Провоторов, ведь ее основной бизнес (услуги дальней связи) после демонополизации 2006 г. «под угрозой»: трафик сокращается, выручка стоит на месте. Правда, не ясно, какая сумма причитается «Ростелекому» за поддержку «электронного правительства».

Объяснение нулям?

В апреле – июне бюджет получил от экспорта газа всего 8 млрд руб., а раньше – по 30–40 млрд в месяц. Дело не в падении экспорта. А в чем, ни «Газпром», ни ФТС объяснять не хотят. «Газпром» лишь говорит, что оплатил все авансом. Но не за три же месяца вперед! Возможно, причину «Газпром» раскрыл в квартальном отчете – в разделе «Риски». С 1 апреля ФТС требует от «Газпрома» новых деклараций: не акты, подписанные с потребителем в пунктах сдачи газа за пределами России (где есть все данные об объемах и цене), а документы до перехода через границу – «в местах таможенного контроля». Ежемесячно «Газпром» получает отказ в приеме полных деклараций (по факту поставки), это «дезорганизует» его отчетность и приводит к переплате авансов по налогу на прибыль, вынимая деньги из оборота. Таможня может «использовать» ситуацию «для дополнительного давления»: декларации не принимаются, платежи делать невозможно. И ФТС может теперь называть это «первопричиной неисполнения собираемости» платежей, жалуется «Газпром». Таможня уже намекала, что «Газпром» платит плохо. Тот ведет переговоры с ФТС и готов судиться, говорится в его отчете. И чиновники наверняка прислушаются: все-таки три месяца потерь для бюджета – это серьезный аргумент.

«Черкизовский» не открылся

Назначенное на 15 августа открытие в Балашихе крупного торгового комплекса, называемого в рекламных объявлениях «Новым Черкизовским», не состоялось. Побывавшему на месте корреспонденту «Ведомостей» показалось, что до открытия еще далеко: к площадке, на которой в субботу должны были начать работу 2500 павильонов, даже подойти не удалось – с одной стороны нормальные дороги не подведены, а с другой – забор. Сотрудники соседних торговых заведений современного формата дружно заверяли, что ничего на этом месте и не откроется: «Вы что, не слышали, что местные власти запретили?» В подмосковной администрации ответили, что ничего не запрещали, положением дел на стройке не интересуются, но знают точно: Черкизовского рынка там, как и нигде в Подмосковье, не будет. Менеджер компании «Рынок недвижимости», управляющей будущим торгкомплексом, уверяет, что подготовка к открытию продолжается – уложиться в срок не удалось по техническим причинам. Однако новую дату открытия он ее назвал. Возможно, выбор рекламного слогана со словом «Черкизовский» оказался не маркетинговой находкой, а политической ошибкой.

Безопасность или маркетинг

Вопросы безопасности, конечно, самые главные вопросы. Тем более когда речь идет о первых лицах государства. Например, им нельзя летать на самолетах из иностранных комплектующих. Поэтому не совсем новый украинской разработки Ан-148 легко кладет на лопатки надежду отечественного авиапрома – Sukhoi SuperJet 100. Президент России Дмитрий Медведев дал согласие на строительство двух Ан-148 для специального летного отряда «Россия» (см. статью на этой странице). А как красиво у SSJ все начиналось... Самолетом любуется премьер Владимир Путин. Мировая премьера на Ле-Бурже – 2009: от России только один самолет – SuperJet. После его удачной летной программы мир заговорил о возрождении российского гражданского авиапрома. Российские компании начали подписываться на новый самолет. Осталось убедить зарубежные. Продвижением SSJ на мировой рынок занимается итальянская Alenia. Но Медведев одним росчерком пера может сорвать все ее планы. Ведь может возникнуть вопрос: зачем брать самолет, на котором не хочет летать президент?.