Длинный рубль

Во время осенней девальвации можно было неплохо заработать и на рублевых вложениях. Например, клиенты «Тройки диалог» могли разместить рубли во французском банке BNP Paribas под 27–39% годовых. Правда, доходность валюты была в разы выше

«Очень грамотный ход, хотя мне не известны массовые предложения такого рода», – оценил инвестиционную схему советник председателя правления банка «Открытие» Василий Заблоцкий. По сути, клиенты получали плату за риск остаться в рублях и не конвертировать их в валюту, говорит он. Правда, на валюте можно было заработать больше: покупка долларов 1 ноября принесла бы 30,6% через три месяца (по курсу ЦБ РФ), а инвестиции в евро – 32,8%.

В ноябре 2008 г. я получил предложение от менеджера «Тройки диалог» разместить рубли на 3–6 месяцев под гарантированный доход 27–39% в банке BNP Paribas», – рассказал клиент этой инвесткомпании, пожелавший сохранить анонимность. Инвестиция оформлялась на базе договора о доверительном управлении, «Тройка» брала разовую комиссию в 0,5% от размещенной клиентом суммы. Собеседник «Ведомостей» вложил средства на несколько месяцев и, по его словам, неплохо заработал. «Суммы были небольшие, речь не о миллионах долларов», – заметил он. Ставки менялись каждый день в зависимости от курса валют к рублю. Когда рубль падал на 10% в день, то у людей был выбор: либо уйти в валюту, выиграв за счет изменения курса, либо вложить рубль под такой высокий процент, вспоминает клиент «Тройки».

«Действительно, осенью 2008 г., в период ослабления курса рубля, на рынке наблюдалось существенное расхождение между ставками по депозитам в банках и котировками форвардных контрактов и свопов на курс доллар/рубль, по которым готовы были привлекать рубли зарубежные банки», – подтвердил председатель совета директоров УК «Тройка диалог» Павел Теплухин. Партнером по этому предложению выступал давний партнер «Тройки» – лондонское отделение BNP Paribas: от него клиенты получали ценную бумагу – структурную ноту, рассказал он. Из-за нехватки рублевой ликвидности в ноябре 2008 г. предполагаемая доходность иностранной ценной бумаги за три месяца могла составить 29,5–39%, за шесть месяцев – 27–29,5% годовых в рублях, говорит Теплухин. Такая ситуация на рынке продолжалась 2–3 месяца, и клиенты, которые воспользовались предложением, получили ощутимый доход. Но на фоне высоких ожиданий девальвации многие все же предпочли уйти в валютные активы, добавил он. Пресс-служба BNP Paribas не смогла прокомментировать это сотрудничество.

Вообще-то с этой сделкой клиент прогадал, считает казначей российского банка. Иностранные банки не могли получать у российского ЦБ рублевые кредиты по низким ставкам, а рубли им были нужны – на фондирование клиентов, игру против рубля и т. п., поэтому ставки на рубли среди зарубежных банков взлетели до небес. Ставки по операциям «валютный своп» (продажа валюты за рубли с обязательством позже выкупить валюту обратно по другому курсу или такой же обмен рублей на валюту) на три месяца в ноябре были около 75% годовых, на шесть месяцев – поменьше.

В январе, когда девальвация шла полным ходом, трехмесячный своп стоил 100% годовых в рублях, однодневный своп – 120% годовых, вспоминает он. Поэтому, занимая на три месяца рубли под 30% годовых у частного клиента, банк мог продать их форвардным контрактом под 75% годовых, а по истечении времени положить в карман чистую разницу в 45% годовых, оценивает собеседник «Ведомостей». Тогда были высокие ожидания девальвации рубля, которые и оправдались, поэтому занимать рубли банкам было еще выгоднее, резюмирует он.

«Такой продукт несет большие инвестиционные риски, и продавать его широкому кругу розничных клиентов участники рынка вряд ли стали бы. Скорее всего это были точечные предложения конкретным клиентам», – говорит заместитель гендиректора «ВТБ управление активами» Наталия Плугарь. Представители нескольких банков с подразделениями по управлению инвестициями сообщили, что не делали подобных предложений своим клиентам. Майские изменения в закон «О рынке ценных бумаг» ограничили обращение иностранных бумаг среди розничных инвесторов и теперь подобные продукты можно предлагать только квалифицированным инвесторам, отметил Теплухин.