Кризисная адаптация

Минфин разъяснил логику государственной финансовой политики ближайших трех лет: доходы падают, расходы тоже, растет только госдолг. Это политика бюджетного тупика, говорят эксперты
С.Портер

Минфин опубликовал на своем сайте проект основных направлений бюджетной политики на 2010 г. и плановый период 2011–2012 гг. В документе ведомство описало, как оно собирается адаптировать бюджетную систему к новым, послекризисным условиям. «Произойдет медленное сжатие бюджета и его переформатирование. Мы описали этот маневр», – объяснил чиновник Минфина.

В 2010–2012 гг. доходы федерального бюджета снизятся с 17,1% ВВП в 2009 г. до 15,7% в 2010 и 2011 гг. и 15,5% в 2012 г. Хотя в номинальном выражении доходы в эти три года будут расти в среднем на 7% в год. В 2010 г. они в реальном выражении снизятся по сравнению с этим годом на 8%. «Влияние экономического кризиса на доходы федерального бюджета будет достаточно продолжительным» и даже к 2012 г. они будут в реальном выражении на 3% ниже, чем в 2009 г., пишет Минфин.

Уже по первому полугодию видна динамика снижения налоговых доходов – 1,8 трлн руб., на 26,3% меньше, чем год назад. Зато стремительно растет задолженность по федеральным налогам – на 7% (на 13,4% по НДС). Еще больше по региональным – на 25%.

Причины падения бюджетных доходов Минфин разделил на три группы: из-за реформы соцплатежей; сужения налоговых баз основных источников доходов; отсутствия в последующие годы разовых поступлений (например, в виде временно свободных средств госкорпораций).

Макроэкономические ограничения задают потолки расходов федерального бюджета, указано в проекте. Они сокращены в номинальном выражении в 2010–2011 гг. с небольшим увеличением к предыдущему году в 2012 г. Объем расходов федерального бюджета упадет с 25,9% ВВП до 18,5% ВВП в 2012 г. Минфин называет это «поэтапной адаптацией бюджетной системы к сокращению бюджетных расходов».

Минфин практически не сокращает публичные и приравненные к ним обязательства государства, наращивает расходы на оплату труда, нацпроекты и обеспечение обороноспособности. Сейчас ведомство разрабатывает меры по реструктуризации затрат, говорится в документе, что позволит в 2010 г. сократить другие расходы федерального бюджета по сравнению с 2009 г. на 28%, в 2011 г. – на 17% по сравнению с 2010 г., в 2012 г. – на 5%.

Дефицит федерального бюджета Минфин рассчитывает последовательно снижать: с 7,5% в 2010 г. до 3% ВВП в 2012 г. С каждым годом все более остро будет стоять проблема финансирования дефицита бюджета, признает Минфин. Средства резервного фонда почти полностью потратят в 2010 г., а в 2011–2012 гг. он вовсе не будет пополняться. Фонд национального благосостояния тоже будет тратиться. Он может быть исчерпан полностью уже в 2014–2015 гг., что вновь обострит проблему обеспечения пенсионной системы, прогнозирует Минфин.

После 2010 г., когда кончится резервный фонд, дефицит станет гаситься за счет госзаимствований. Минфин признает, что при больших объемах дефицита государство начнет конкурировать с частным сектором на рынках капитала. Корпорации уже наращивают выпуск облигаций, пишет Минфин, только в этом июне зарегистрировано 27 новых выпусков корпоративных облигаций объемом 221 млрд руб. Портфель корпоративных облигаций растет быстрее портфеля ОФЗ, и доходность корпоративных бумаг тоже выше. С начала года российские корпорации разместили 21 выпуск еврооблигаций на $10,4 млрд.

Совокупный объем госдолга с 10,04% ВВП в 2009 г. вырастет до 16,41% в 2012 г. К концу 2012 г. доля внутреннего долга в совокупном объеме госдолга составит 53,2%.

Такая бюджетная политика «абсолютна нелогична», говорит Евгений Гавриленков из «Тройки диалог», она заведет правительство в тупик. «Нет смысла закачивать много денег в экономику, которая не собирается расти. Бюджетные расходы на национальную экономику за пять лет выросли почти в 7 раз: с почти 250 млрд руб. в 2005 г. до 1,6 трлн руб. в 2009 г.». Минфин рассчитывает на «немыслимые суммы» займов на внутреннем рынке, которые занять будет невозможно, считает Гавриленков. Чиновник Минфина признал, что в основных направлениях заложено много политических установок, особенно по расходам, поэтому резервы для сокращения расходов есть: «Пока так вопрос не стоит. Все будет зависеть от развития ситуации». Гавриленков полагает, что безболезненно можно было бы секвестировать расходы примерно на 2 трлн руб.