Закодированный бренд

Суд повторно рассмотрел спор, связанный с использованием товарного знака одной компании в HTML-коде сайта другой

Санкт-Петербургский арбитражный суд отказался удовлетворить иск ЗАО «НПО «Инженеры электросвязи» к ЗАО «СТР», следует из текста его решения. Истец просил признать ЗАО «СТР» нарушителем его исключительных прав на товарный знак ExPro. Он обнаружил, что СТР использовала буквосочетание ExPro в HTML-коде своего сайта. В результате поисковик Rambler, в который вводилось слово ExPro, среди первых показывал сайт СТР. Обе компании выпускают телеком-оборудование.

Первый иск ЗАО «НПО «Инженеры электросвязи» подало в 2008 г., но проиграло. Суд сослался на то, что СТР не владеет ни сайтом str-telecom.ru (который выводился в первых строчках поиска), ни rambler.ru. Кроме того, суд счел невозможным установить, кто и каким образом ввел слово ЕхРro в HTML-код сайта. Российский суд всего несколько раз рассматривал подобные случаи, а с использованием товарного знака в HTML-коде столкнулся впервые, объясняет гендиректор компании «Интернет и право» Антон Серго (представлял ответчика в суде).

ЗАО «НПО «Инженеры электросвязи» обжаловало решение суда, и дело вернулось в первую инстанцию. Теперь суд обосновал отказ иначе: использование товарного знака в коде HTML – не способ адресации, а язык разметки исходного текста web-документа. И то, что Rambler при поиске сайтов в интернете учитывает в том числе их HTML-коды, сути дела не меняет.

Включение в код буквосочетаний, совпадающих с названиями или брендами других компаний, – способ повысить посещаемость сайта за счет аудитории конкурента, объясняет директор управления «Финама» Ангелина Решина. Масштаб явления, по ее оценке, невелик – 3–5% корпоративных сайтов. С точки зрения поисковика влияние отдельных слов в служебных полях кода сайтов на результат невысоко, говорит коммерческий директор Agnitum Виталий Янко. Продвигать сайт, размещая в его коде название конкурирующего бренда, имеет смысл, продвигая марку, рассчитанную на нишевую аудиторию, считает гендиректор Getpromo.ru (занимается поисковой оптимизацией) Дмитрий Кормильцев. Связаться с истцом вчера не удалось.