Камзол Нарчизетто

Выставка «Художник в зеркале сцены» – о славном периоде русского театра и о страсти коллекционировать
С. Николаев

Эта выставка не из тех, что нельзя пропустить, но оставляет очень приятное впечатление. Театральная коллекция Валентина Соляникова – собрание хорошего вкуса, осмысленное, элегантное. По крайней мере, та сотня вещей из нее, что демонстрируется в Отделе личных коллекций Пушкинского музея, хороша.

Такая судьба. Валентин Соляников

коллекционер. «Человек не выбирает свои увлечения. Одному судьба – собирать марки, другому – монеты, третьему – русское театральное искусство»

Десятки театральных эскизов, несколько программок и афиш, три костюма артистов «Русских сезонов» Сергея Дягилева, фотографии давних спектаклей и знаменитых актеров в роли – все, ну почти все выглядит привлекательно, артистично, красиво.

Лучшие материалы относятся к первому двадцатилетию прошлого века – расцвету русского театра. Для сцены тогда работали художники выдающихся дарований, и заветные имена на выставке есть. Константин Коровин, Александр Головин, Аристарх Лентулов, Михаил Добужинский, Александр Бенуа работали для театров московских и парижских, для спектаклей знаменитых и любительских.

Впрочем, и любительские бывали знаменитыми. «Венецианские безумцы» Михаила Кузмина были единожды сыграны в доме купца Носова в 1914 г., играли тогда самые сливки общества, богемные богачи. Спектакль «изысканно и роскошно», как писали в газетах, оформил Сергей Судейкин. На выставке есть его эскиз костюма Нарчизетто, действительно изысканно роскошного, и фотографии спектакля – большая редкость.

За блистательными эстетами и стилизаторами на сцену вышли авангардисты-конструктивисты, и они на выставке также представлены: Александра Экстер, Нина Айзенберг, Кирилл Зданевич, Григорий Козинцев (еще не ставший кинорежиссером). Есть недавно атрибутированный рисунок Владимира Татлина – не блестящий, но все же интересно.

Коллекция Соляникова началась со случайной покупки эскиза костюма, сделанного Борисом Эрдманом для эстрадной танцовщицы. Платье в стиле ар деко – очень секси, рисунок небрежный, руки и лицо модели не прорисованы, зато ягодицы и бедро очерчены четко, с любовью. Такую вещь невозможно выпустить из рук. За семь лет театральное собрание замечательно разрослось, особенно вширь. И хотя на выставке показана его малая и лучшая часть, собирательского азарта владельца экспозиция не скрывает.

Здесь есть вещи ценные и от экспонирования которых – ради чистоты сюжета и цельности впечатления – можно было бы и воздержаться. Карандашные зарисовки Добужинского: Ольга Книппер-Чехова в роли, Станиславский в задумчивости. Салонный портрет Тамары Карсавиной и посмертная маска Анны Павловой. Фотографии Марии Каллас и Мориса Бежара во время визита в СССР. Фотография Леонида Андреева с автографом Алисы Коонен.

Да, выставка несколько эклектична, но ее спасает видимый художественный вкус хозяина коллекции. К слову, когда-то он работал школьным учителем рисования.