Посткризисное будущее: Государство и бизнес: Москва-2042


В командировку в посткризисное будущее погнало любопытство: насколько обоснованны прогнозы относительно перспектив выхода из кризиса? СМИ полны взаимоисключающих заявлений – от оптимистического утверждения о подаче экономикой России положительных сигналов до пессимистических ожиданий второй волны кризиса, которая накроет банковский сектор. Споры о будущем достигли такого накала, что природные отличия между жизнерадостными от рождения предсказателями и теми, кто, подобно Михаилу Зощенко, с самого момента своего рождения мучим «удивительной тоской», стали расценивать в качестве повода для оргвыводов. Не умеющим видеть будущее в розовых тонах предложено подумать об уходе с государственной службы: действительно, как жить дальше, если ожидаешь продолжения кризиса и через 50 лет? Собственно, согласие на путешествие в Москву образца 2042 г. и продиктовано гуманистическим стремлением собрать факты, прежде чем приглашать меланхоликов на казнь.

Новое министерство

Главные оптимисты работают на Наметкина, 16, подумал я, сразу же после прибытия направляясь на юго-запад Москвы: столько инвестиционных проектов запланировано! К 2042 г. все «потоки» – и «Северный», и «Южный», и расширенный «Голубой» – должны заструиться (или забить ключом – как кому нравится) в полную силу.

Знакомое по предновогодней телевизионной картинке здание несколько озадачило: вместо привычного логотипа на его входе красуется латунная вывеска Министерства внешней энергетической политики. Судя по всему, на государственной службе действительно остались одни оптимисты. В киоске на первом этаже приобрел годовой отчет за 2041 г. – с надписью на обложке: «Чтение и использование не преследуется по статье 183 УК РФ», что сразу же подняло и мой градус уверенности в ближайшем будущем.

Отчет открывается данными о доле энергоносителей (нефти, газа и угля), поставляемых из России, в обеспечении общего энергопотребления стран Европейского союза. Данные впечатляют: если в 2004 г. только 17,2% европейских потребностей покрывалось поставками из России, то к 2041 г. эта цифра достигла 45%! Карта Европы пестрит кружками российских «энергетических баз», соединенных между собой «коридорами энергетической дружбы» – полимагистралями. С помощью энергетической дипломатии удалось оставить в прошлом конфликты и трения с Европейским союзом. В признание заслуг непосредственно перед преобразованием в министерство «Газпром» был награжден орденом «За заслуги перед Отечеством» I степени, а ряд европейских руководителей, способствовавших организации энергетических баз, получили нагрудные знаки «Заслуженный работник нефтяной и газовой промышленности РФ» и премиальные в размере пяти годовых окладов по их основному месту работы.

Стражи рынка

Изучение доски объявлений в Министерстве внешней энергетической политики позволило определить вышестоящую организацию – Службу стражей национального достояния (европейские потребители могут посылать жалобы и предложения на Старую площадь). История создания службы ведет отсчет с принятия в апреле 2008 г. федерального закона 57-ФЗ «О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства», но в полной мере она развернулась с окончанием второй Великой депрессии, когда дефицит энергоносителей в мире вновь стал ощутимым.

Выше Службы стражей в российской иерархии нет никого – ни бога, ни царя, ни стокгольмского арбитражного суда. В этом смысле она является наследницей Верховной власти, сначала сосредоточенной в царском дворе, затем – в Центральном комитете КПСС, а еще позднее – в администрации президента. С ее становлением удалось радикально упростить структуру госуправления, оставив лишь два ключевых органа исполнительной власти – Министерство внутреннего рынка, ведающего всей внутренней политикой, и Министерство внешней энергетической политики, продолжающее внутреннюю политику «иными средствами».

Министерство внутреннего рынка после принятия закона «О государственном регулировании и развитии торговой деятельности в РФ» получило возможность контролировать рынок, действуя через сеть формально независимых от государства мегамаркетов. Мегамаркеты, используя свою сильную позицию на рынке конечных продуктов, превратили свои цепи поставок в ключевых проводников государственной политики. Созданная конструкция (министерство, дающее зеленый свет мегамаркетам в обмен на покупку ими «входных билетов» и проведение политики партии; мегамаркеты, продающие в свою очередь «входные билеты» производителям и требующие от них соответствия генеральной линии; конечные производители, получающие гарантированный сбыт в обмен на подчинение) работает много результативнее всех прежних аналогов. Ведь все участники «вертикали рыночной власти» действуют не по принуждению, а в своих самых прагматических интересах. Ни военно-промышленные комитеты начала XX в., ни идеальный Центральный плановый орган в модели рыночного социализма, ни Госплан в системе социализма реального и «административного рынка» не смогли решить «квадратуру круга» – превратить рынок в орудие воспроизводства Верховной власти.

Стражам, действующим с помощью своих смотрящих за внутренним и внешним рынком, удался не только научный прорыв, но и его практическая реализация. Не получи они в результате пожизненную ренту, стоило бы подумать о номинации на Нобелевскую премию в области экономики. Если первая Великая депрессия открыла миру кейнсианство, то вторая – теорию рыночной власти стражей. В любом случае скромные кандидаты наук, чьи усилия легли в основу двух упомянутых выше федеральных законов, посрамили сомневающихся в их научной состоятельности советологов. Видимо, поэтому в 2042 г. хорошим вкусом среди стражей считается уже докторская степень.

Эффект колеи

В условиях второй Великой депрессии и всеобщего разочарования в свободном рынке активизация усилиями стражей контроля над рынком поначалу не вызвала вопросов не только в России, но и за рубежом. К тому же этот контроль осуществлялся не напрямую, в форме денационализации, как можно было предположить из заявлений предшественников стражей в далеком 2007 году, а косвенно. И шуму, и ответственности меньше (козлом отпущения будет купивший «входной билет» предприниматель, которому легко найти замену), а эффекта – много больше.

В общем, возвращаясь из путешествия во времени, я стал большим оптимистом, чем до него. Все будет хорошо – я теперь знаю это точно. Важно лишь вовремя записаться в стражи. А вот выпадение из службы грозит хандрой. Мало того, таким светит и вполне прагматическое наказание рублем. Ведь именно «лишние люди» будут в конечном счете оплачивать прорыв в светлое будущее Рынка как Власти – в форме неснижающейся цены на энергоносители, цены «входных билетов» на рынок, наконец, завышенных цен товаров в мегамаркетах. Только в отличие от крестьян 1930-х гг., оплативших индустриализацию по принуждению, здесь пенять можно будет лишь на свой собственный прагматический интерес – неправильно понятый.

Данная статья является сокращенным вариантом публичной лекции автора на 4-м Московском Международном Книжном Фестивале