Собеседование в туалете

Спрос на услуги по трудоустройству высвобождаемых сотрудников в кризисные времена растет. Но далеко не все специалисты, прошедшие через консалтинговые компании, оказались довольны качеством предоставленных им услуг

Когда в феврале 2008 г. компания Pepsi уволила административного помощника Соню Сервис, та решила, что это первый шаг на пути к новой работе. Pepsi направила Сервис в фирму, специализирующуюся на трудоустройстве уволенных сотрудников.

Спустя полтора года Сервис говорит, что напрасно потратила время. Тренинги по поиску работы оказались полной ерундой, рассказывает она. Например, во время тренировочного собеседования за ланчем консультант отругал ее за то, что она заказала клюквенный сок, заявив, что это могут интерпретировать как признак инфекции мочевыводящих путей, вспоминает она. Ее резюме отправили потенциальному работодателю вместе с сопроводительным письмом, содержащим опечатку и подписанным ею, хотя она этого письма в глаза не видела, рассказывает она. «Я в полной растерянности», – говорит Сервис. Работу она все еще не нашла.

Два клиента консалтинговой компании Challenger, Gray & Christmas рассказали о тренировочных собеседованиях за ланчем со своими консультантами. Один из них получил нагоняй за то, что не отправился вслед за консультантом в туалет, чтобы продолжить разговор. Другому выговорили за то, что он заказал диетическую газировку, что якобы свидетельствует о его незрелости. Оба руководителя попросили не называть имен.

«Мы понимаем, что клиенты сердятся. Сердятся на своих бывших работодателей, на нас, на потенциальных работодателей, которые не перезванивают», – написал в ответ на вопросы журналистов WSJ Джон Челленджер, генеральный директор чикагской фирмы Challenger, Gray & Christmas, занимающейся трудоустройством уволенных.

Обычно уволенные сотрудники получают доступ к интернет-семинарам, групповым занятиям и индивидуальным встречам с консультантом на период от месяца до более чем года. Программы для руководителей, стоимость которых – около $10 000 и выше, обычно включают отдельный офис и больше индивидуальных консультаций. Для менеджеров среднего звена и офисных служащих услуга стоит $5000 или ниже и может включать стул и телефон за общим столом. Работники могут также пользоваться доской объявлений по поиску работы.

Объем рынка подобных услуг превышает $4 млрд в год. Но по мере роста консультанты предлагают все более стандартизированные услуги, ценность которых, по мнению некоторых, невелика. Компании, стремящиеся избавиться от бывших сотрудников быстро и дешево, ставят временные рамки, снижающие эффективность поиска работы.

Отрасль появилась в 1960-е гг. с целью обеспечить уволенных менеджеров внешними атрибутами работы, такими как офис, телефон и секретарь.

По данным опроса, проводившегося в июне этого года Американской ассоциацией менеджмента для WSJ, более двух третей из 265 работодателей США, уволивших сотрудников за последние два года, предложили им услугу по помощи в поиске новой работы, которая стоила компаниям в среднем $3589 на человека.

В разгар экономического спада этот бизнес растет. Компания Right Management, подразделение Manpower, во II квартале сообщила о 36%-ном росте выручки, достигшей $158 млн. Выручка за II квартал компании Lee Hecht Harrison, входящей в швейцарскую группу Adecco, подскочила на 57% и достигла $119 млн.

В фирмах, занимающихся трудоустройством уволенных, заявляют, что их услуги эффективны. Поиск работы в среднем занял 16 недель, подсчитали в Right Management. В компании Challenger, Gray & Christmas, говорят, что их клиенты находят новую работу примерно за 14 недель.

Консультанта по управлению Сигдем Октем уволили вместе с несколькими сотнями ее коллег из вашингтонской консалтинговой компании Corporate Executive Board в феврале. Она получила возможность пользоваться услугами по трудоустройству вашингтонского офиса компании Lee Hecht Harrison. Когда по семейным обстоятельствам ей пришлось прервать на несколько месяцев поиски работы, в Lee Hecht ей позволили возобновить консультации после перерыва.

В Lee Hecht предложили процесс поиска работы, который состоял из 10 этапов и включал таблицу для отслеживания звонков, переговоров и собеседований, говорит Октем.

Она получила неограниченную возможность общаться с консультантом, с которым она до сих пор встречается раз в две недели. Октем пока не нашла работу, но ей назначили ряд собеседований. В целом, говорит она, услуги по трудоустройству оказались полезны.

В России подобные услуги пользуются пока меньшим спросом, да и стоят дешевле. Стоимость услуг по трудоустройству высвобождаемого сотрудника составляет один его месячный оклад, говорит Татьяна Долякова, гендиректор кадрового агентства Penny Lane Personnel. С начала кризиса, по ее словам, спрос на эту услугу увеличился примерно на 10%. На долю представительств иностранных компаний приходится примерно 70% заказов.

Помощь в трудоустройстве высвобождаемым сотрудникам обычно приветствуется профсоюзами и помогает сэкономить работодателю на компенсациях, считает Инесса Цыпкина, менеджер по обучению и развитию персонала кадровой компании Manpower. «Если раньше со времени начала поиска работы до подписания официального предложения работы проходило недели две-три, то теперь доходит до полутора месяцев», – говорит она.