Советы консультанта: Оплата за результат
Объявив в июле о высокой прибыли по итогам II квартала ($3,4 млрд), в августе банк Goldman Sachs сообщил о выделении $11,4 млрд на вознаграждение персонала. В расчете на одного сотрудника получаются суммы, сопоставимые с компенсациями, выплаченными банком в докризисном 2007 году.
Это не означает, что существенная часть бонусов будет выплачена деньгами. Но выплата рекордных бонусов за 2009 г. покажет, что попытка применения более эффективных принципов вознаграждения провалилась. Финансовый кризис показал основные недостатки общепринятых систем вознаграждения: их ориентированность на краткосрочный результат приводит к получению менеджерами неоправданно больших бонусов и провоцирует их на чрезмерный риск.
Суммарные результаты многих финансовых компаний за последние несколько лет вполне могут оказаться отрицательными. Их руководители тем не менее смогли не только получить значительные бонусы в те годы, когда дела шли хорошо, но и сохранить их в период, когда их компании несли гигантские убытки.
«Некоторые из решений, послуживших причиной нынешнего кризиса, были приняты людьми, извлекшими из них выгоду, при том что принципы их вознаграждения никак не учитывали долгосрочные риски для компаний и их акционеров», – говорил в июле министр финансов Тимоти Гайтнер.
Подобные недостатки отмечали и сами руководители Goldman. В апреле 2009 г. гендиректор Ллойд Бланкфейн, выступая перед советом институциональных инвесторов, призвал к реформе систем оплаты труда в финансовой отрасли: «Решения о вознаграждениях принимались под влиянием личных интересов и жадности». Оценка работы сотрудников, по его словам, должна проводиться на основании результатов, показанных в течение нескольких лет.
Уже в мае 2009 г. на ежегодном собрании акционеров Goldman обнародовал новые принципы вознаграждения. «Размер денежной компенсации по итогам одного года не должен превышать стоимость долгосрочного вознаграждения в виде акций, реализовать которое можно лишь в долгосрочной перспективе при ответственном поведении», – говорится в них.
Компенсацию топ-менеджерам Goldman за 2009 г. следовало бы привязать к котировкам акций и ввести долгосрочные ограничения на возможность продать их, получив деньги. Учет прибыли Goldman за два года (2008-й и 2009-й) даст более полную картину качества работы руководства банка, чем результаты за один 2009 г.
Если же при расчете бонусов будут использованы результаты только 2009 г., то Goldman, как минимум, должен ограничить возможность немедленного их получения в виде денег. Такие бонусы должны оставаться на счетах банка и корректироваться вниз, если вновь поступившая информация покажет, что основания для их начисления не выдержали проверки временем. Подобные решения приняли недавно UBS и Credit Suisse, и Goldman мог бы последовать их примеру.