Экологически чист

В продолжении «Утомленных солнцем» все чудесным образом выжили – и комдив Котов, и чекист Митя. Тридцать с лишним миллионов евро и не таких героев поднимали
Л. Камышева

У рижского кинофорума с возвышенным именем «Экология души» и цели под стать: помочь людям обратить глаза по-шекспировски зрачками в душу и обрести опору внутри себя. Видимо, в связи с этим и было решено позвать в гости одного из главных столпов духовности в отечественной культуре да и вообще «лучшего режиссера в мире» – именно так, по-простому представил Михалкова публике новоизбранный рижский мэр Нил Ушаков.

Высокий гость приехал с фрагментами из двух фильмов, которые вместе составят пятичасовую сагу «Утомленные солнцем – 2». Первый фильм будет называться «Предстояние», и оттуда Михалков показал несколько начальных эпизодов, где берут разгон две важные сюжетные линии. Одна связана с чудесным спасением заключенного Котова, который, вопреки финальным титрам первых «Утомленных», не только выжил в мясорубке допросов-истязаний и вместо братской могилы угодил в лагерь, но еще и совершил из этого лагеря дерзкий побег во время фашистского налета в первые дни войны. Другая линия – это линия его антагониста Мити, также волшебным образом уцелевшего после кровопускания в ванной собственной квартиры в Доме на набережной и получившего очередное важное задание – лично от товарища Сталина. Из второго фильма – «Цитадель» – был показан фрагмент, представляющий третью и, может быть, самую важную линию: Надя Котова (совсем крошка в прежних «Утомленных» и вполне взрослая барышня теперь) пробирается через линию фронта в надежде отыскать в военном пекле обожаемого папу.

Выносить какие-либо определенные суждения о будущем фильме на основе одной пятой его части с не доведенным до ума изображением и черным звуком было бы опрометчиво. Но предварительными впечатлениями поделиться можно. Есть впечатление от размаха, который в массовых сценах, несомненно, чувствуется – сообразно михалковским видам на кино «большого стиля». Есть также впечатление от актерской игры, и здесь, пожалуй, достойнее прочих выглядят сдержанный Олег Меньшиков в роли Мити и Наталья Суркова – деревенская мстительница, опаленная сухим огнем ненависти. А вот для многих других – от звезд разных поколений вроде Валентина Гафта и Дмитрия Дюжева до пока еще не слишком опытной Надежды Михалковой – серьезнейшей проблемой, похоже, стал активный режиссерский голос, с которого они играют. В речевом рисунке, в мимике и жесте персонажей – всюду слышен и виден заразительный Михалков, чья острая актерская манера дружит с его персональной органикой, но противопоказана тем, кто психофизически устроен иначе – и вот нахлобучивает ее на себя.

Впрочем, у публики по окончании показа никаких претензий по части искусства не было. Ее гораздо больше волновали другие вопросы – например, почему Ингеборгу Дапкунайте заменила Виктория Толстоганова и не намерен ли Никита Сергеевич снять фильм о «черном чекисте», который сейчас правит бал в российской жизни. Парадоксы кастинга Михалков обсуждать не стал, а насчет чекиста живо поинтересовался: «Кого именно вы имеете в виду?» Услыхав, что вопрошавший, который представился выпускником МГУ, никого конкретно в виду не имеет, а просто радеет о счастливом будущем России, «лучший режиссер в мире» выразил радетелю свое одобрение.