Вектор


Снова объединиться

Ситуация с получением «Аэрофлотом» платежей за пролеты иностранных самолетов над территорией России (транссибирские роялти) изменится в ближайшее время, заявил руководитель Федеральной антимонопольной службы (ФАС) Игорь Артемьев, заниматься этим будет Минтранс. Чиновник Минтранса затруднился расшифровать слова Артемьева – никакого решения по транссибирским роялти нет.

После знаменитого совещания с премьер-министром Владимиром Путиным предприятия пикалевского комплекса заработали стабильно и даже с перевыполнением производственного плана, рассказали их руководители на совещании в Минпромторге в пятницу. Чтобы не нарушить хрупкого равновесия, Минпромторг дал поручение разработать варианты развития пикалевского комплекса. Среди них создание совместного предприятия, заключение долгосрочных договоров на поставки сырья. Свой вариант предложил и руководитель Федеральной антимонопольной службы (ФАС) Игорь Артемьев: объединить предприятия. На первый взгляд идея логичная: по расчетам KPMG, в первом полугодии 2009 г. пикалевский комплекс работал с общей рентабельностью 13%. Собственники заводов уже обсуждали возможность объединения зимой, но так и не решились: непонятно, как в новую компанию впишется главный поставщик сырья для комплекса – «Апатит». Он гораздо крупнее других пикалевских предприятий и, по логике Артемьева, должен получить большую долю в объединенной компании. А другие предприятия комплекса такая перспектива вряд ли обрадует.

Росстат рассудит

В конце июля розничные торговцы, казалось, отвоевали исключение из проекта закона о торговле статьи о введении порога доминирования. Однако по дороге из президиума правительства в Госдуму (16 июля) в проекте все-таки появилась злополучная антимонопольная статья, которая гласила, что продуктовая сеть с оборотом более 1 млрд руб. не вправе приобретать или строить новые торговые объекты, если ее доля превышает 25% от общего объема проданных продовольственных товаров в денежном выражении за предыдущий год в границах городского округа или муниципального образования, а также в границах городов Москва и Санкт-Петербург. Торговцы единодушно заявили, что эта норма ставит крест на развитии сетевой торговли, и предложили определять уровень предельной рыночной доли в пределах субъекта Федерации.

Руководитель Федеральной антимонопольной службы (ФАС) Игорь Артемьев выразил готовность пойти навстречу рознице, но предупредил: если Росстат соберет данные по обороту розничных сетей на уровне административных районов, то и ФАС могла бы, пользуясь этими данными, вести регулирование на этом уровне без лишних затрат. «Если это невозможно или слишком дорого, тогда можно будет сделать ограничение по субъекту Федерации», – сказал Артемьев (цитаты по «Интерфаксу»).

Кому роялти

Государство по Чикагской конвенции не может получать эти средства, а чтобы заменить «Аэрофлот» на другую авиакомпанию, нужно переписать межправительственные соглашения, заключенные еще при СССР. Европейский союз давно требует просто отменить роялти, так что едва ли он согласится внести их в новые документы. Остается заставить «Аэрофлот» заниматься благотворительностью – перевозчику не возбраняется перечислять роялти кому угодно. Уже несколько лет их на безвозмездной основе получают Росавиация и Росаэронавигация. Сколько отдавать, решает совет директоров «Аэрофлота», председатель которого – министр транспорта Игорь Левитин. Ему ничто не мешает расширить «благотворительный» список и включить туда и «Атлант-союз», изъявивший желание получать часть роялти, и «Росавиа», учредители которой жаловались ФАС на неконкурентные условия на авиарынке.

Готланд против Nord Stream

«Газпром» и его партнеры по проекту Nord Stream уже осенью могут получить вердикт скандинавских стран: согласны ли они на прокладку газопровода по дну Балтийского моря. До 21 августа Швеция собирала больше десятка рекомендаций от местных властей и профильных ведомств (по итогам публичных обсуждений). Все ответы неизвестны. Но об одном сообщили шведские СМИ: администрация острова Готланд, рядом с которым пройдет труба, против проекта; остров беспокоится за экологию и за то, что новая труба может сдержать развитие возобновляемых источников энергии. Один Готланд вряд ли решит судьбу всего Nord Stream (хотя может спровоцировать очередную задержку с началом стройки). И все же в Европе были случаи, когда несколько человек тормозили огромные инвестпроекты, отмечает директор East European Gas Analysis Михаил Корчемкин. Этим летом французские власти отказались от собственного соглашения с инвесторами, которые собирались строить СПГ-терминал в порту Бордо. Одним из главных противников был министр транспорта Доминик Буссеро, возглавлявший раньше небольшую местную общину. Главным аргументом тоже была экология.