Есть ли плюсы у единого государственного экзамена (ЕГЭ)

21 августа российские вузы завершили прием абитуриентов, который в этом году впервые осуществлялся по итогам единого государственного экзамена (ЕГЭ). Администрации вузов, новоиспеченные студенты и их родители подводят итоги экспериментального лета

Эксперты ГУ-ВШЭ проанализировали приказы о зачислении, размещенные на сайтах университетов Москвы, и выяснили, кому достались самые умные абитуриенты. В исследуемую подборку попали 104 вуза. Наивысший средний балл ЕГЭ оказался у МГУ (85%), ГУ-ВШЭ (82%) и Литературного института им. Горького (83%). Самый низкий (59%) – у Московского государственного медико-стоматологического университета и Московского государственного открытого университета (60%).

Наиболее востребованными факультетами МГУ у отличников ЕГЭ стали факультет мировой политики (средний балл – 95%), факультет глобальных процессов (94%), а также факультеты политологии (91%) и фундаментальной медицины (91%).

Итоги приемной кампании, считает ректор ГУ-ВШЭ Ярослав Кузьминов, «распределили людей в зависимости от качества вузов». В новой системе зачисления он склонен видеть позитивные стороны. «У студентов появилась свобода выбора, – радуется Кузьминов. – Если раньше рынок образовательных услуг был рынком продавца, т. е. вуза, то теперь это рынок абитуриента. Не скрою, в этом году мы были вынуждены обзванивать абитуриентов и уговаривать их прийти к нам». Такая ситуация, убежден Кузьминов, «сильно меняет психологию поступающих».

Шторм в 4 балла

Согласно новым правилам зачисления выпускники школ могли подать заявления сразу в несколько вузов, причем документы можно было рассылать даже почтой. В результате число поступающих в вузы резко возросло, а количество заявлений, например, на компьютерные специальности, где бюджетных мест насчитывалось не больше 40, достигало в среднем 500, пожаловалась родительница, чья дочь поступала в один из ведущих технических вузов Москвы.

Зачисление проходило в три волны: 27 июля вузы утверждали первые списки «рекомендованных к зачислению» абитуриентов, которые должны были до 3 августа сдать в приемные комиссии оригиналы документов. Если кто-то этого не делал, его место занимал резервист второй очереди. 13 августа вузы должны были представить третий список, и абитуриенты заполняли оставшиеся вакансии. В ГУ-ВШЭ признают: далеко не по всем вузам оказалось возможным выполнить расчеты – не все вывешивают материалы у себя на сайтах и не во всех случаях на документах указаны баллы ЕГЭ.

«То, что произошло этим летом в России, по пятибалльной шкале я оцениваю на четверочку, – заявил на вчерашней пресс-конференции в «РИА Новости» ректор Петербургского госуниверситета Николай Кропачев. По его мнению, новая система поступления в вузы «открыта для совершенствования», а «прием впервые произошел в рамках гласных, открытых правил». Были, правда, и нарушения, отметил он: по идее, человек, поступивший на первой волне в один вуз, мог спокойно перейти в другой в период второй волны зачислений, однако в ряде петербургских университетов абитуриентам попросту не отдавали аттестаты, рассказывает Кропачев.

Ура троечникам

Итоги ЕГЭ выявили еще один любопытный факт: в тезисах, которые подготовили для пресс-конференции Кузьминов и Кропачев, говорится, что значительная доля принятых на инженерные и педагогические специальности – троечники, таких до 60%.

«Из абитуриентов с невысоким баллом могут получиться специалисты без запредельных амбиций, которые не станут получать второе менеджерское образование, а на практике продолжат совершенствоваться в профессии», – надеется Ирина Новикова, директор по персоналу петербургского завода «Знамя труда» им. И. И. Лепсе, добавляя, что у них на заводе у большинства опытных инженеров среднее техническое образование.

«Долгое время технические специальности были непопулярны, молодые люди неохотно шли учиться на инженеров, в результате к 2000-м гг. образовался огромный дефицит», – описывает ситуацию на рынке труда директор центра аналитических исследований компании «Анкор» Наталья Данина. При этом сегодня, имея высшее или среднее техническое образование и опыт работы не меньше трех лет, такой специалист в Москве может рассчитывать на оклад от 40 000 до 70 000 руб., добавляет она.

К чему стремиться

Несомненный плюс конкурсного зачисления в том, что всех абитуриентов привели к одному знаменателю, вопрос только в честности и прозрачности проведения ЕГЭ в школах, считает Юрий Федотов, заместитель декана Высшей школы менеджмента (ВШМ) СПбГУ. Некоторые вузы получили довольно высокий процент слабых студентов. В ВШМ, наоборот, среди зачисленных в этом году стало больше медалистов – 66%, а раньше было – 55–60%. «Мы даже устроили дополнительное испытание по математике», – добавляет Федотов. По его словам, в ВШМ многие шли целенаправленно, не метались между разными приемными комиссиями – после первой волны документы забрали только 10% абитуриентов.

Для повышения достоверности ЕГЭ неплохо было бы сопоставлять его результаты со средним баллом по этим предметам за время школьного обучения, предложил на пресс-конференции Кузьминов: если результаты ЕГЭ отклоняются больше чем на единицу – например, троечник получает баллов на пятерку, его нужно обязать пересдать экзамен в центральной комиссии.

«Самое неприятное в этой системе – неопределенность», – делится соображениями директор по развитию бизнеса компании Strategy Partners Анна Бурова. В январе ряд ведущих вузов еще не знали, по каким правилам будут зачисляться студенты, а в некоторых школах до мая было неизвестно, какие экзамены в виде тестов будут сдавать ученики, переживает она: «К тому времени, когда мой сын закончит школу (через два года), все опять могут переиграть».