Глобалист: Восстановить баланс


Финансовый кризис бушует уже два года, но что мы о нем знаем? Если вы до сих пор вините во всем Алана Гринспэна и других глав центробанков, то вы просто ничего не поняли.

Французские экономисты Антон Брендер и Флоренс Пизани предложили лучшее описание того, как финансовый рынок вовлек экономики в кризисную спираль и как трансформировал риск. Китайские, японские и немецкие инвесторы и не думали вкладывать доллары в высокорискованные ипотечные бумаги.

Риски взвинтила секьюритизация. Она превратила долгосрочные долговые обязательства (такие как ипотечные кредиты) в краткосрочные бумаги. Не будь такого кредитного рынка, спрос на американские бумаги с рейтингом ААА был бы слишком огромным, особенно со стороны стран с положительным балансом счета текущих операций – Германии и Японии. Не удивительно, что именно им достались самые большие груды макулатуры.

С Китаем другая история. Китайские экспортеры сдавали доллары центробанку в обмен на внутренние долговые обязательства. Центробанк вкладывал эти доллары в ценные бумаги, казначейские облигации США и другие долларовые активы, которые казались надежными, хотя часть из них была с помощью хитроумных схем обеспечена плохими частными долгами. Одновременно китайский ЦБ препятствовал укреплению юаня, что еще больше усиливало глобальный дисбаланс.

Если абсолютные значения профицитов сложить с дефицитами счетов текущих операций всех стран мира и поделить на два, то мы получим показатель глобального дисбаланса. Брендер и Пизани посчитали, что этот показатель был равен 1% мирового производства практически в любой год с 1970-х по конец 1990-х гг., но с 2000 г. утроился.

Без секьюритизации мир не в силах переваривать такой дисбаланс. Но ни Уолл-стрит, ни Лондон не смогут вернуть прежний уровень секьюритизации, даже если не менять финансовое регулирование. Восстановление баланса неизбежно. США способны несколько лет поддерживать дефицит бюджета, который частично компенсирует рост частных сбережений, но это не может продолжаться вечно. Что-то не похоже, что американские домохозяйства снова пустятся в потребительский разгул.

Так что, если мы ограничимся поддержкой экономики в краткосрочном периоде с помощью бюджетного стимулирования, проблемы мы не решим. Мы разве что сумеем не допустить нового кризиса плохих долгов. Но он и так вряд ли случится, даже если мы ничего не будем предпринимать.

Если не случится еще одного кредитного бума (а учитывая слабость банковской системы, это маловероятно), дисбаланс так или иначе сожмется. А дефицит потребления, созданный ростом сбережений в частном секторе США, нечем восполнить, кроме как ростом внутреннего спроса в Европе и Китае.

Как только в США окончится действие стимулирующих мер, мировой спрос перейдет на новый, более низкий уровень. Сложно представить, как в таких условиях мировая экономика сможет не то что вернуться на прежний уровень роста, но хотя бы приблизиться к нему. Именно поэтому мировая экономика должна беспокоить нас больше, чем мировая финансовая система.

FT, 23.08.2009, Антон Осипов