«Комстар» догоняет МТС

В течение II квартала 2009 г. «Комстар-ОТС» на 3% увеличил доходы и почти удвоил чистую прибыль. Абоненты стали чаще звонить на мобильные номера, в другие города и страны

ОАО «Комстар-ОТС»

оператор фиксированной связи. Акционеры: АФК «Система» (51%), 35% на LSE. капитализация – $2,03 млрд. финансовые показатели (US GAAP, 2008 г.): выручка – $1,648 млрд, чистая прибыль – $180 млн.

Консолидированная выручка «Комстар-ОТС» за II квартал 2009 г. в рублях выросла по сравнению с тем же периодом 2008 г. на 19% до 11,7 млрд руб. (+3% к уровню предыдущего квартала). Более 1/3 общего прироста выручки по сравнению с уровнем I квартала обеспечили доходы от звонков «фиксированный – мобильный телефон»: на этих звонках «Комстар-ОТС» заработал во II квартале 1,22 млрд руб., или 10% всей выручки. Кроме того, в апреле – июне резко – на 50% по сравнению с предыдущим кварталом – увеличилось количество междугородных и международных звонков по сети «Комстара», они принесли компании еще 339 млн руб.

Абоненты «Комстар-ОТС» и его дочерней МГТС стали активнее звонить в другие города и страны потому, что к весне была доработана стратегия продвижения этих услуг и началась адресная работа с абонентами, объяснил «Ведомостям» президент «Комстар-ОТС» Сергей Приданцев. В частности, реклама таких звонков стала печататься на телефонных счетах МГТС, говорит он. А участившиеся звонки «фиксированный – мобильный» Приданцев объясняет влиянием кризиса и желанием людей сэкономить: звонить со стационарного телефона на мобильный дешевле, чем с другого мобильного.

Еще в марте «Комстар-ОТС» повысил тарифы на большинство услуг. В частности, телефонные звонки для абонентов МГТС подорожали в среднем на 8%, а для клиентов самого «Комстара» – на 12%. Это не привело к существенному оттоку абонентов, замечает Приданцев, хотя и выручку существенно не изменило. В Москве и «домашние», и корпоративные пользователи стали платить в среднем на 13% больше, чем кварталом ранее, но их количество уменьшилось (на 5% и 4% соответственно). А в регионах оттока не произошло, зато средний счет на абонента «домашнего» сектора сократился на 2%.

Аналитики, опрошенные накануне агентством Reuters, ждали чуть меньшего роста доходов (расхождение прогноза с реальным показателем составило 1%). А показатели OIBDA и чистой прибыли превзошли их консенсус-прогноз еще больше – на 6% и 6,8% соответственно. Квартальная OIBDA «Комстар-ОТС» (4,8 млрд руб.) прибавила 28% по сравнению с тем же периодом 2008 г. и 12% по сравнению с I кварталом 2009 г.

У крупнейшего конкурента «Комстара» – «Вымпелкома» выручка от фиксированной связи в России выросла во II квартале на 33% в годовом, но упала на 2,3% в квартальном исчислении. Вице-президент «Вымпелкома» Андрей Патока объяснил это ослаблением валюты США, в которой номинированы тарифы для корпоративных клиентов, сезонным фактором (в мае было много праздников) и «антикризисными мерами по сокращению расходов пользователей». «Комстар» же отменил практику бесплатных подключений к широкополосному интернет-доступу (ШПД), говорит Приданцев. Рентабельность по OIBDA у подразделения фиксированной связи «Вымпелкома» составила во II квартале 2009 г. всего 29,6%, а у «Комстар-ОТС» – 41% (+1,8 п. п. в годовом и +2,2 п. п. в квартальном исчислении). По этому показателю «Комстар-ОТС» приблизился к сотовому оператору МТС, планирующему в октябре выкупить у «Системы» 51% его акций за $1,27 млрд. У МТС во II квартале рентабельность по OIBDA составила 47,2%, в том числе в России – 46,6%.

Рост OIBDA и чистой прибыли «Комстара» (+36% по сравнению с уровнем годичной давности и +94% к предыдущему кварталу) произошел благодаря «жесткому контролю над расходами», объяснила вице-президент по финансам компании Ирина Матвеева. В частности, снизились расходы на персонал (минус 6% к уровню I квартала 2009 г. в рублях), продажи и маркетинг (минус 13%). Совокупные операционные затраты составили во II квартале лишь 59% от выручки компании – меньше, чем и год назад (61,8%), и в предыдущем квартале (62,2%).

Кризис существенно не влияет на поведение абонентов «Комстара», отмечает Илья Федотов из «Велес капитала», одна из причин тому – грамотная маркетинговая политика компании: в частности, «Комстар» аккурат перед кризисом начал продвигать через МГТС более экономичный вариант ШПД-подключений.

Бумаги «Комстара» на Лондонской фондовой бирже подорожали вчера к 19.30 МСК на 1,04%.