«Яндекс» споет бесплатно

Крупнейший поисковик рунета запустил сервис онлайн-вещания музыки. Вся музыка будет лицензионной и бесплатной для пользователя – «Яндекс» будет рассчитываться с правообладателями из собственных доходов от продажи рекламы

Спад продаж. $26,1

миллиарда составит объем мировых продаж музыки в 2009 г. – на 12% меньше, чем в 2008 г.

20%

музыкальных продаж приходится на цифровую музыку Источник: отраслевая ассоциация IFPI

«Яндекс» заключил соглашения с двумя крупными издательскими компаниями – Universal Music и EMI. Об этом «Ведомостям» рассказал представитель «Яндекса» Михаил Ушаков и подтвердили менеджеры этих компаний. Если пользователь вводит название песни в поисковую строку и эта мелодия имеется в каталоге «Яндекса», то ее можно будет послушать прямо на странице с результатами поиска. Запись нельзя будет лишь скачать. Платить за прослушивание не придется, а затраты на покупку музыкальных каталогов «Яндекс» окупит за счет выручки от продажи контекстной рекламы (основная статья доходов компании), говорит Ушаков. Условия соглашений «Яндекса» с правообладателями он не раскрывает.

Аналогичные переговоры, по его словам, «Яндекс» сейчас ведет со всеми крупными мейджорами. Например, скоро может быть подписан договор с Sony Music Entertainment, сказал гендиректор ее российского подразделения Леонид Агронов.

Соглашение с «Яндексом» стандартное, Universal Music подписывает такие соглашения со всеми компаниями, которые хотят использовать ее контент, говорит гендиректор российского офиса этой компании Дмитрий Коннов. Условия соглашения подразумевают гарантированные платежи в адрес правообладателя плюс выплату роялти с каждого прослушанного трека, рассказывает гендиректор EMI Russia / Gala Records Александр Блинов. Такие условия обсуждаются и с другой компанией – обладательницей прав на музыкальные произведения, говорит ее менеджер. Размер выплат в адрес издателей собеседники «Ведомостей» не раскрывают.

Ранее гендиректор музыкального интернет-магазина Soundkey Соня Соколова говорила «Ведомостям»: гарантированные платежи за использование самого полного и актуального каталога музыки составляют примерно $2,5 млн в год. Сумма приблизительно такая, подтверждает менеджер другой компании, заключившей соглашения об использовании музыки с четырьмя крупными правообладателями.

В каталоге Universal Music, доступ к которому получил «Яндекс», 150 000 произведений, а в каталоге EMI – несколько сотен тысяч, говорят Коннов и Блинов.

Бесплатно слушать музыку можно также на сайте оператора беспроводного интернет-доступа «Скартел» (работает по технологии WiMax под брендом Yota). В каталоге Yota Music представлено более 600 000 записей, говорит представитель «Скартела» Наталья Царевская-Дякина. Слушать музыку могут все пользователи интернета, а абоненты «Скартела» – еще и бесплатно скачивать ее. Тот, кто не подключен к сети Yota, тоже может скачать песню, но за деньги – эти платежи и помогут оператору окупить затраты на покупку каталогов, объясняет Царевская-Дякина.

Но «Яндекс» – первый легальный streaming-проект такого масштаба в рунете, говорит Коннов. Онлайн-вещание музыки, по его мнению, – самая перспективная модель распространения легальной музыки в рунете. В мире более распространена другая модель, предполагающая скачивание музыки за деньги (например, по такому принципу работает интернет-магазин iTunes), но в России она не действует из-за слишком снисходительного отношения властей к интернет-пиратству, добавляет Коннов. Около 95% всех случаев скачивания музыки в интернете – пиратство, отмечал в мае 2009 г. гендиректор интернет-магазина Muz.ru Сергей Сичкар.

А заработать «Яндекс» сможет на продаже рекламы лояльной аудитории, уверен Коннов из Universal Music.