Машинка для математика

Выпускник физико-математической школы и МИЭМа, математик Владислав Ручимский думал заниматься наукой, но увлекся театром и в 2004 г. организовал собственную мастерскую по пошиву театральных костюмов. В 2008 г. оборот его ателье «Лео» превысил 17,5 млн руб.
Д. Гришкин

Сколько их. Татьяна Юдина

директор ООО «Лена-лайн». «В Москве специалистов по пошиву театральных, исторических и шоу-костюмов совсем немного – 4–5 крупных игроков и несколько мелких. До кризиса у каждого был свой круг клиентов, но объем работ сейчас сократился вдвое и конкуренция обострилась».

Математик Ручимский защищал в МИЭМе диплом по теме «шифрование», собирался в аспирантуру и планировал преподавать в Академии ФСБ. Но в середине 90-х наука была не интересна никому. Ручимский работал администратором в ресторане, преподавал математику в частной школе, писал на заказ курсовые и дипломы...

А потом его взяли финансовым директором в магазин «Театральный салон на Арбате». Работать было интересно – появились театральные знакомые, в магазин частенько заглядывали звезды. Но хозяевам бизнес надоел: после кризиса 1998 г. он не приносил уже прибыли и был закрыт.

Ручимский с коллегой Ольгой Курчевской решили попробовать работать самостоятельно и в 2000 г. учредили театральное ателье «Комильфо». Ручимский вложил в дело $20 000, взятых на три года под 20% в долг у знакомого, которые и пошли на приобретение оборудования. Когда через пару лет партнеров попросили освободить арендуемое помещение, компанию решили закрыть. Курчевская с мужем учредили новую компанию – «Бенефис 2002» и продолжили работать в том же сегменте. Ручимскому досталось оборудование: «Если бы не оно, я бы вряд ли снова ввязался в швейную историю. Но его легче было пустить в дело, чем продать».

Львиная доля

В 2004 г. Ручимский учредил театральную мастерскую «Лео». Знакомые сдали ему пустовавшую часть своего офиса в подвале во дворах на Мясницкой. Первый цех был всего 45 кв. м, в нем работали три швеи. Потом компания знакомых разорилась, и все 270 кв. м вместе с долгом за аренду в $15 000 достались Ручимскому.

На первом этапе театральной мастерской помог режиссер Владимир Демин. «Он тогда руководил Москонцертом. Сначала мы шили отдельные костюмы для номеров. Потом он доверил нам сшить костюмы для празднования Дня славянской письменности», – рассказывает Ручимский. По рекомендации Демина «Лео» получил и первый крупный заказ: перед визитом Путина в Марфа-Мариинскую обитель надо было срочно одеть монахинь и послушниц в новые платья. Ателье тогда выбралось из долгов и стало расширяться. Сейчас в театральной мастерской работает 20 человек. В 2008 г. Ручимский потратил 540 000 руб. из прибыли на новое оборудование.

Сейчас «Лео» шьет костюмы для спектаклей театров оперетты, им. Ермоловой, Музыкального театра Станиславского и Немировича-Данченко, Театра на Юго-Западе, а в последние два года активно сотрудничает с Росгосцирком. Одевали Московский цирковой фестиваль, участвовали в цирковом салоне в Париже, сейчас мастера готовят костюмы для циркового фестиваля в Италии.

Исполнителя для заказа стоимостью до 100 000 руб. театры могут искать сами, выше этой суммы – только через тендер. Выигрывает тендер тот, кто предложил цену ниже.

«В тендерах может участвовать любое ателье, – подтверждает Алексей Карабанов, заведующий производственными мастерскими Малого театра. – Был случай, когда тендер на пошив исторических костюмов выиграло ателье по пошиву спецодежды. Хотя я с трудом представляю, как они справились».

В кризис донашивают

«Это специфический рынок, – рассказывает Карабанов. – Думаю, в Москве не больше 10 подобных ателье. И финансово успешной компания может быть только при наличии постоянных заказов». «Острой конкуренции нет, – продолжает Ручимский. – Сильные позиции у того, кто вышел из ателье советских времен, одевавших кремлевские елки».

Татьяна Юдина, директор ООО «Лена-лайн», говорит, что в кризис заказов стало вдвое меньше, и полагает, что такая ситуация продлится как минимум еще год.

«Действительно, кризис ощутим, – соглашается Ручимский. – Помимо театров и цирка мы работаем с ресторанами и рекламными заказами, шьем униформу, скатерти, салфетки. Но число даже этих заказов сильно сократилось». Для поточного производства Ручимский открыл второй цех в 100 кв. м на окраине Москвы, где работают четыре мастера.

«Рынок упал сильно. У нас слетело несколько проектов, по которым уже были заключены договоры, – сокрушается Глеб Винокуров, владелец собственной мастерской. – Хотя я особой конкуренции не чувствую. Мы нередко сотрудничаем с другими ателье, перекидываем друг другу заказы, когда не хватает ресурсов. Проблема этого рынка в том, что если к пошиву театральных костюмов подходить действительно творчески, обеспечивая высокое качество, то рентабельность бизнеса низкая».

Стол превращается

Ручимский всерьез рассматривает сотрудничество с западными театрами. Его ателье уже шило костюмы для двух спектаклей английского балета на льду. В 2008 г. «Лео» был близок к заключению контракта с «Фридрих штадт палас». «Костюмы, которые на внутреннем рынке мы бы шили за 400 евро, там готовы были купить за 700», – говорит предприниматель. Но проект сорвался.

«На рынке Ручимский уже давно, и за это время он подобрал команду людей с хорошим вкусом, – говорит Ренат Касеев, художественный руководитель программы «Созвездие Большой медведицы». – Влад выставляет оптимальные цены, и качество меня полностью устраивает».

Порог рентабельности для бизнеса Ручимский определяет в 1 млн руб. в месяц. В 2008 г. оборот «Лео» составил 17,5 млн руб. За первые шесть месяцев 2009 г. – превысил 7 млн руб. Бизнесмен полагает, что по итогам года оборот будет на 20–30% ниже, чем в 2008 г. Перспективные планы предприниматель связывает и с развитием бутафорского цеха. К примеру, сейчас бутафор колдует над заказом одного ресторана: превращает дешевые столы из IКЕА в респектабельные образцы из дорогого дерева.