Поехали за прибылью

РЖД с властями Нижегородской и Кировской областей вчера создали Волго-Вятскую пригородную пассажирскую компанию. На скорую прибыль не надеется никто, кроме нижегородского губернатора
А. Белоусов

Удачный 2005-й. 11

пригородных компаний с 1998 г. создала РЖД совместно с региональными властями. Эффективнее других работает новосибирская «Экспресс-пригород», сообщил «Ведомостям» представитель РЖД. Учрежденная в 1998 г. новосибирская компания впервые получила прибыль в 2005 г., тогда же прибыльными стали открытые в 2003 г. «Кузбасс-пригород» (Кемерово, Кемеровская и Томская обл.), «Омск-пригород» (Омская обл.), «Алтай-пригород» (Барнаул и Алтайский край). По данным РЖД, в тот год все вместе они принесли компании 17,5 млн руб. Более поздние данные не раскрывались.

Учредительный договор подписали начальник Горьковской железной дороги (ГЖД) Сергей Козырев, министр госимущества Нижегородской области Александр Макаров и заместитель директора департамента госсобственности Кировской области Павел Смертин. Уставный капитал ОАО – 300 000 руб., РЖД будет владеть 50% минус 2 акции, правительства Нижегородской и Кировской областей – по 25% плюс 1 акция, сообщила ГЖД.

С октября компания станет агентом ГЖД по продаже билетов, с 1 января 2010 г. получит лицензию перевозчика, а подвижной состав, вокзальные площади и платформы будет арендовать у РЖД, говорится в сообщении дороги. В Нижегородской области с 1 января 2010 г. она станет перевозчиком на участках Горький – Шахунья и Горький – Моховые Горы, а с 1 июля 2010 г. – на всем полигоне Горьковского, Кировского и Муромского отделений ГЖД, уточняет пресс-служба магистрали.

Компания с первых дней должна работать с прибылью, заявил нижегородский губернатор Валерий Шанцев. Железнодорожники на это не рассчитывают: ГЖД намерена ежегодно снижать убыточность пригородных перевозок на 10–15 млн руб. «в течение нескольких лет», а также «сдерживать рост тарифов на пригородные перевозки». В 2009 г. тарифы уже выросли на 21%, а целевая цифра, по словам замначальника ГЖД Андрея Волкова, – 11% в год (на уровне инфляции).

Правительство Нижегородской области рассчитывает снизить ГЖД компенсацию выпадающих доходов на пригородных перевозках – с 200 млн руб. в 2010 и 2011 гг. до 170 млн руб. в 2014 г., сообщал Макаров . В 2008 г. компенсация была 150 млн руб., в 2009 г. планируется 180 млн руб., сказал вчера Шанцев.

Железнодорожники ожидают экономического эффекта от «маркетинговых акций», «новых маршрутов» и нового (более экономичного) подвижного состава, который будут закупать на паях с областными властями, говорит представитель РЖД. А также за счет «гибкого регулирования составности», сокращения безбилетного проезда, «оптовой» продажи проездных билетов (корпоративным клиентам) и вагонов повышенной комфортности, добавляется в сообщении ГЖД. В марте 2009 г. Нижегородская область и ГЖД за 144 млн руб. купили электропоезд ЭД-9М, Шанцев обещал ежегодно участвовать в покупке одного-двух новых поездов.

Вместо электрички из восьми вагонов на ряде направлений можно пустить несколько рельсовых автобусов по два вагона (такой курсирует по маршруту Горький – Моховые Горы), можно согласовать расписание с режимом работы крупных предприятий, а те оптом купят проездные, рассуждает руководитель нижегородского представительства «Совмортранса» Артур Радзюль.

В марте 2009 г. ГЖД вывела из расписания 29 из 207 пар электричек из-за сокративших рабочее время ГАЗа, завода «Двигатель революции», Семеновского арматурного завода, завода «Теплообменник», Заволжского моторного завода (ЗМЗ). (ГАЗ вернулся к полной рабочей неделе в июле, ЗМЗ – 1 сентября.)

В январе – феврале перевозки на Горьковском отделении ГЖД сократились на 13,8% до 9,471 млн человек. Глава РЖД Владимир Якунин в целом по сети прогнозировал по итогам года падение пригородных пассажирских перевозок на 10,1% (в 2008 г. перевезено 1,2 млрд человек).