Гайдн несмотря ни на что

«Последние герои» – под таким девизом в австрийском Инсбруке прошел 33-й фестиваль старинной музыки, один из самых престижных в мире
Innsbrucker Festwochen/ R. Larl

Программы инсбрукского фестиваля составляются так тщательно, а уровень приглашаемых сюда исполнителей столь высок, что билеты на большинство концертов распродаются заранее. Качество объясняется опытом: фестиваль проходил уже в 33-й раз, а цикл концертов в Испанском зале знаменитого замка Габсбургов Амбрас – и вовсе в 46-й. Долгие годы фестиваль возглавлял выдающийся контратенор и дирижер Рене Якобс, один из создателей аутентичного направления в исполнении музыки. Этот фестиваль в Инсбруке стал последним для него как для интенданта. На этот раз он определил девиз фестиваля как «Последние герои». Речь не о нынешних, конечно, но о прошлых, тех, кто боролся с деспотами вроде Наполеона. Тироль тут отличился, его национальный герой Андреас Хофер 200 лет назад бил французов.

Героем фестиваля Якобс сделал умершего 200 лет назад Гайдна – его, а не Генделя или Перселла, у которых в 2009-м тоже отмечают памятные даты смерти. Под занавес фестиваля Якобс показал вместе с режиссерами Найджелом Лавери и Амиром Хусейнпуром оперу Гайдна «Рыцарь Орландо» (сделано вместе с берлинской оперой «Унтер ден Линден»). Другой оперной премьерой, «Необитаемым островом», дирижировал Алессандро де Марчи, сменяющий в будущем году Якобса на посту худрука.

Интрига «Необитаемого острова» сводится к вопросу «что возьмет верх – природа или воспитание?». В опере Гайдна, написанной на либретто Метастазио, конечно же, побеждает любовь. Сколько ни внушает Констанца (Стела Дуфексис) сестре Сильвии (Рафаэлла Миланези) мысль, что все мужчины – предатели, бросающие любимых где попало, собственный опыт оказывается важнее. Сильвия влюбляется в первого встречного. Это Энрико (Фурио Занасси), лучший друг Джернандо – мужа Констанцы, похищенного пиратами с того самого острова, на берег которого судьба выбросила семью после кораблекрушения. Бедная девушка разрывается между чувством и сомнением, но напрасно. Джернандо (Джеффри Фрэнсис) находит жену с сестрой, инвективы против мужчин обесцениваются.

Для молодого режиссера Кристофа фон Бернута постановка «Необитаемого острова» выглядит излишне старомодной и консервативной. Он ставит как во времена Гайдна, без особых затей, хотя способен порой вызвать в зале дружный смех. То Энрико парит над сценой, словно Икар, с крыльями на руках, то актер изображает оленя или матроса, пародирующего Энрико. Но все же жанр «Необитаемого острова» – azione teatrale, театральная акция, она заставляет ждать большего, даже если в сценах заняты лишь четыре певца и один мим.

Зато от музыки ждать большего не приходится. Уровень певцов таков, что им нечего бояться в городе, где летняя академия аутентичного исполнения существует с 1973 г. Оркестр Academia Montis Regalis показывает себя идеальным коллективом, способным справиться с партитурой любой сложности, а Алессандро де Марчи – неслучайным наследником Якобса.