С трудом поймешь создателя, сотворившего спасителя

В широкий прокат зачастили полнометражные серьезные мультфильмы. После «Рыбки Поньо на утесе» Хаяо Миядзаки смотрите фильм «9» американца Шейна Экера. Для пущего эффекта старт «9» намечен на 9.09.09

Семидесятишестиминутный фильм Экера «9» вырос из его одноименного короткометражного, номинированного на «Оскар» по итогам 2005 г. Тот фильм не растолковывал происходящее, не завершался обязательной моралью. Его персонажи не разговаривали. Просто 11 минут сюрреалистических сражений странных полукукол-полуроботов, тела которых сшиты из мешковины, с лязгающими стальными монстрами. Постапокалиптическое видение Экера поразило начинавшего голливудскую карьеру Тимура Бекмамбетова. Оказалось, что агент Бекмамбетова работает одновременно на Тима Бёртона, которому «9» тоже приглянулся. Так и родился продюсерский союз ББ, который для нашей публики сам по себе сенсация. Так и получилось, что получилось.

Представляя фильм московской прессе, Бекмамбетов сказал, что «9» в корне отличается от попкорновой анимационной продукции. Что весь фильм можно разрезать на кадрики и каждый из них окажется законченной картиной. Это так. Впечатляют куклы из мешковины с глазами, сделанными из старых фотообъективов. Впечатляет продуманная среда: действие, судя по всему, разворачивается в уничтоженном Париже, по крайней мере разрушенный собор напоминает Нотр-Дам де Пари.

Но формальными достоинства фильма и ограничиваются. Если говорить о содержании, это фильм из разряда «опять». Опять речь о том, что искусственный интеллект добьется самостоятельности. Опять о бунте машин против людей. Опять о том, до чего может довести благодушие ученых, не задумывающихся о последствиях опасных изобретений. Опять о том, что в критический момент появится спаситель, нью-мессия, каковым уже был Нео из «Матрицы» и кто только в кино последних лет не был.

При этом от «Матриц» и родственных им «Терминаторов», от фильма «Я, робот» «9» отличается тем, что в нем напрочь отсутствует загадка, кто именно эти противостоящие «нам» силы и в чем их сверхцель. С этими силами всё как-то ясно, поэтому сюжет топчется на месте. Его призваны подтолкнуть в середине фильма сцены непрерывных битв, в которых у «нас» вроде бы никаких шансов, но не подталкивают, потому что ходячим мешочкам не слишком сопереживаешь. И потому что весь гуманистический (а в русском варианте еще и усиленный переводом фантаста Дмитрия Глуховского, антитоталитарный) пафос фильма заранее настраивает на то, что добро и справедливость непременно победят.

Видимо, предвидев это, автор-режиссер Шейн Экер решил привлечь зрительское внимание другой тайной: откуда взялся сам спаситель, который и носит имя 9? Но с этой тайной и вовсе полная ересь. Во-первых, задним числом не можешь понять логику того создателя, что сотворил спасителя. Странно и глупо: зная о сложности стоящих перед спасителем задач, он не объясняет тому прямо, кто он такой и зачем сделан, а заставляет решать дурацкие ребусы и совершать поступки, которые могут оказаться роковыми как для самого 9, так и для цивилизации вообще.

Во-вторых, 9 и его товарищи, как постепенно узнаешь, сотворены с помощью такой путаной смеси из науки, магии и алхимии... что запутался сам Шейн Экер и запутал всех. Так и не ясно, сумеют ли куклы, обладающие умом и душой, опять превратиться в людей, стать этакими новыми Адамом с Евой и их семейством и начать воссоздавать человеческую цивилизацию. Или же именно кукольная цивилизация окажется единственной наследницей человеческой на планете Земля. Если так, то фильм по своим идеям радикальнее, чем кажется на первый взгляд.