Не заморозились

Большинство российских компаний в кризис берегут каждую копейку. А некоторые вкладывают миллионы в технологическую модернизацию. Говорят, им выгодно

Перевооружаются. 31

процент российских компаний с начала кризиса приняли решение о реализации программ по внедрению энергосберегающих и ресурсосберегающих технологий (установка счетчиков, повышение энергоэффективности производственных помещений и т. д.).

8

процентов компаний приступили к осуществлению программ модернизации и экономии ресурсов – начали приобретать соответствующие новые технологии и оборудование, утверждают аналитики РСПП, опросившие в июле менеджеров 200 российских компаний.

Статистика первых семи месяцев года депрессивна, – разводит руками Александр Шохин, президент Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП). – Производство машин и оборудования в январе – июле сократилось более чем на треть (к соответствующему периоду 2008 г.), импорт упал еще сильнее, а это лучший индикатор ситуации со спросом на модернизацию». Компании отказались от докризисной стратегии развития (об этом заявили 56% из 200 опрошенных РСПП компаний). При этом некоторые все же завершают начатые проекты высокой степени готовности, выводят на рынки новые продукты, покупают энергоэффективное оборудование и технологии.

По оценке Андрея Новицкого, старшего менеджера группы повышения эффективности бизнеса КПМГ в России и СНГ, масштабные проекты по перевооружению производства, как правило, приостановлены или переведены в вялотекущий режим. Но ряд крупных компаний решил продолжать стратегически важные проекты модернизации (как правило, речь идет о проектах с высокой степенью готовности – более 80% и выше).

Григорий Кацман, старший менеджер отдела консультационных услуг PricewaterhouseCoopers в России, считает, что продолжение программ модернизации в период кризиса еще во многом зависит от сектора экономики – к примеру, молодая российская IT-индустрия еще не успела состариться, зато в промышленности замена старого оборудования и технологий зрела десятилетиями.

Остановить не могут

В сентябре UC Rusal завершает пятилетнюю программу модернизации Красноярского алюминиевого завода, построенного в 60-х гг. прошлого века. Программа, инвестиции в которую составили более $300 млн, предусматривала внедрение новейших производственных систем и технологий, благодаря которым выбросы по ряду показателей будут снижены в три раза, рассказала директор по связям с общественностью компании Вера Курочкина. Кроме того, UC Rusal проводит масштабную модернизацию Иркутского алюминиевого завода («Ирказ»), который введен в эксплуатацию в 1962 г. Там еще в 2005 г. стартовал проект, разработанный СибВАМИ, входящим в состав Инжинирингово-строительного дивизиона Rusal, который должен был обеспечить экологически чистое производство металла. Первые два корпуса новой серии «Ирказа» были введены в строй в феврале 2008 г., сейчас еще три корпуса готовятся к выходу на полную мощность.

Территориальная генерирующая компания № 6 (ТГК-6), объединяющая ГРЭС, 14 ТЭЦ и три котельные в Нижегородской, Владимирской, Пензенской, Ивановской областях и Мордовии, финансирует работы по модернизации по утвержденному в 2008 г. плану (в 2009–2013 гг. предполагается ввести 435 МВт установленной электрической мощности за 26 млрд руб., сообщает сайт компании). Работы направлены на оптимизацию технологических процессов, повышение надежности работы станций, автоматизацию рабочих мест, сообщил «Ведомостям» директор по производству дивизиона «Генерация Центра» «КЭС-холдинга» (управляет активами ТГК-6) Александр Заев.

Авиакомпания «Сибирь» еще во второй половине прошлого года отказалась от устаревших воздушных судов (22 самолета Ту-154 и 5 – Ил-86). На замену им в прошлом году введены в строй пять лайнеров А-320 и два Boeing-767-300. В этом году парк пополнится четырьмя машинами А-320, а в 2010 г. планируется отказаться еще от семи самолетов A-310 и продолжить замену более современными лайнерами, рассказывает пресс-секретарь «Сибири» Кирилл Алявдин.

Разрабатывая антикризисную стратегию в прошлом году, компания «Сибур – русские шины» приняла решение не отказываться от планов по модернизации производства и создания единого научно-технического центра, рассказывает Игорь Караваев, заместитель гендиректора по стратегическому развитию компании. На середину 2008 г. портфель инвестиционных проектов компании оценивался примерно в 12,8 млрд руб. Из-за кризиса пришлось его перераспределить по проектам – поддержать наиболее эффективные – и пересмотреть сроки финансирования. Самые крупные проекты – создание серийного производства грузовых цельнометаллокордных шин мощностью 650 000 штук в год на ОАО «Ярославский шинный завод» (общая стоимость проекта – примерно 8 млрд руб.); запуск производства полиэфирных кордных тканей и нитей (общая стоимость проекта – примерно 3 млрд руб.) – в России сейчас таких производств нет вовсе. Руководство надеется, что реализация проектов позволит улучшить операционную эффективность компании в целом за счет выпуска новых продуктов.

Ради экономии

По словам Алявдина, хотя в кризис процесс перехода на новую технику окажется более длительным (точные планы пока не утверждены), только в прошлом году за счет замены устаревших машин удалось сэкономить на топливе 1,5 млрд руб.

С начала 2009 г., рассказали в «Сибуре», компания перешла к последовательному реформированию системы управления технологией производства шинных предприятий холдинга, что обеспечило повышение эффективности разработки и внедрения новых технологий и дало возможность оптимизировать численность технического персонала.

По словам Заева, в 2010 г. в рамках проекта «Турбина» на ТГК-6 будет автоматизировано 1300 рабочих мест, но к сокращениям сотрудников это не приведет.

Новицкий из КПМГ считает, что внедрение новых технологий и автоматизация бизнес-процессов вряд ли приведут к значительному снижению числа сотрудников, ведь многие компании сокращали персонал в первую очередь. По его мнению, в ряде случаев модернизация могла бы помочь избежать сокращения персонала: обновленное предприятие может выйти на новый уровень работы, расширить существующие рынки сбыта и осваивать новые рыночные ниши.