«Она постоянно все улучшает». Ирэн Розенфелд, генеральный директор Kraft Foods

Женщине, занимающей второе место в списке влиятельных дам мира журнала Fortune и шестое – в аналогичном списке Forbes, дали от ворот поворот. Ирэн Розенфелд, глава Kraft Foods, сделала предложение о покупке Cadbury за $16,73 млрд. И услышала в ответ, что предлагать премию в 31% к текущей капитализации – значит «фундаментально недооценивать компанию»
Reuters

Ирэн Розенфелд приглядывалась к Cadbury как минимум год, пишет WSJ. Но активным действиям мешал экономический кризис и спад на рынках. Однако с марта мировые рынки начали демонстрировать признаки возрождения, акции Kraft подросли на треть.

Kraft Foods

Производитель продуктов питания. Финансовые показатели (6 месяцев 2009 г.): выручка – $19,6 млрд, чистая прибыль – $1,5 млрд. Крупнейшие акционеры (на 31.03.2009 г., данные Bloomberg): Berkshire Hathaway (9,4%), National Indemnity Company (6,1%), Capital World Investors (5,5%). Капитализация – $38,5 млрд. Kraft Foods – второй в мире (после Nestle) производитель упакованных пищевых продуктов. Продает продукцию более чем в 150 странах мира. Владеет более чем 60 брендами, в том числе кофе Jacobs, Maxwell House и Carte Noire, сливочный сыр Philadelphia, печенье и крекеры Nabisco, шоколад Milka и Toblerone.

Cadbury

Производитель кондитерских изделий. Финансовые показатели (6 месяцев 2009 г.): выручка – 2,77 млрд фунтов стерлингов ($4,6 млрд), чистая прибыль – 313 млн фунтов стерлингов ($517 млн). Акционеры: почти 100% акций в свободном обращении, крупнейшие институциональные инвесторы – Legal & General Group (4,95%), Van Kampen Investments (4,7%) (данные Bloomberg на 31.08.2009). Капитализация – $19,1 млрд. Производит шоколад Cadbury, леденцы Halls, попкорн Butterkist, жевательную резинку Bubbaloo, Trident Dentyne, Stimorol и др.

В самом конце августа Розенфелд решилась. Она связалась с председателем Cadbury Роджером Карром и сообщила, что находится в Великобритании и хотела бы встретиться, рассказывают источники WSJ. 28 августа они встретились в лондонском офисе Карра. Розенфелд без промедления изложила свое предложение о поглощении. Реакция Карра была весьма холодна. Тем не менее в тот же день Розенфелд прислала письмо с более детальным описанием сделки. Совет директоров Cadbury обсудил его и через несколько дней ответил отказом в немногословном письме.

Одна из проблем сделки состоит в том, что ее денежная составляющая – около 40%. Акции Cadbury оценены в 745 пенсов за штуку, 300 пенсов предлагается выплатить наличными, а за остальное отдать 0,2589 новых акций Kraft. Компания оценена в 15 EBITDA 2008 г., тогда как мультипликатор прошлогодней покупки компанией Mars компании Wrigley был 19.

Розенфелд не намерена отказываться от своей цели. Она заявила, что «Kraft останется дисциплинированным покупателем», а само предложение «справедливо и рыночно». Предложение о поглощении – это предложение роста, считает Розенфелд. «Речь о будущем, о двух взаимодополняющих друг друга компаниях, которые вместе могут вершить великие дела», – убеждает она, не исключая, что Kraft будет щедрее.

Розенфелд совершила «весьма отважный поступок» в то время, когда другие главы компаний ждут более убедительных признаков восстановления экономики, не решаясь ничего предпринимать, признается бывший топ-менеджер Kraft Foods, знакомый с Розенфелд: «Это демонстрирует ее готовность рисковать».

От психологии к закускам

Розенфелд родилась в Нью-Йорке в 1953 г. В детстве, как пишет журнал Forbes, она мечтала стать президентом США. Ее образование свидетельствует об эклектичности ее интересов. В Корнуэлл Розенфелд поступает не в последнюю очередь из-за развитой программы женского спорта этого университета, поначалу изучает психологию, но степень магистра получает в области бизнеса, а докторскую степень – в сфере маркетинга и статистики.

Ее трудовой путь начинается в 1979 г. в нью-йоркском офисе рекламного агентства Saatchi and Saatchi. Два года спустя она приходит в General Foods Corp (General Foods Corp слилась с Kraft после того, как в 1989 г. их обеих приобрел табачный гигант Philip Morris) помощником менеджера по исследованию рынка и делает карьеру в сфере прохладительных напитков: начав с должности продакт-менеджера лимонада Country Time, в 1991 г. возглавляет дивизион напитков Kraft. В это время Розенфелд, например, добилась роста популярности порошкового напитка Kool Aid за счет телерекламы для подростков с использованием рок-музыки. В 1994 г. она стала генеральным менеджером Kraft по десертам и закускам, спустя два года руководила операциями Kraft в Канаде, а в 2000 г. назначена президентом Kraft по операциям, технологиям и закупкам. Среди ее достижений – участие в объединении с Nabisco, обошедшемся в $19 млрд, и $9-миллиардное IPO на Уолл-стрит в 2001 г.

Еще год спустя Розенфелд назначили президентом Kraft в Северной Америке – крупнейшего подразделения компании, подчиняющегося непосредственно соруководителю Kraft Бетси Холден.

Почти безвредные чипсы

Но взлет не длится долго. В июле 2003 г. Розенфелд уходит в отставку на фоне борьбы внутри компании. «Ирэн была разочарована медлительностью принятия решений в этой неповоротливой организации», – объясняет ее знакомый. «Она смелый человек, привыкший прямо говорить о том, что необходимо сделать, – говорит Жан Спенс, исполнительный вице-президент Kraft по качеству и технологиям компании во всем мире. – При ней дела всегда делаются быстро».

Более года она пробует себя в других сферах деятельности, в частности работает на фонд прямых инвестиций Ripplewood Holdings. Но в сентябре 2004 г. ее сманивает PepsiCo. Розенфелд возглавляет дивизион Frito-Lay (чипсы Lay’s, снеки Doritos, Fritos и Cheetos, крендельки Rold Gold). Под ее руководством компания выпускает линейку «здоровой пищи», например Cheetos и Doritos пониженной калорийности. Розенфелд настояла и на том, чтобы вдвое снизить количество насыщенных жиров в Lay’s. Выявив растущий спрос американцев на острые блюда, Frito-Lay запускает новую линию продукции под брендами Lay’s Sensations и Tostitos Sensations со вкусами вроде «лайм и черный перец» или «сладкий чили и сметана». За первый год работы Розенфелд получила $2,2 млн, в том числе бонус в $1,4 млн.

Понаблюдав два года за успехами своей бывшей сотрудницы, Kraft в 2006 г. переманивает ее обратно на пост гендиректора, который с 2007 г. она совмещает с должностью председателя. Отраслевые аналитики сошлись во мнении, что при поисках нового главы Kraft выбор пал на Розенфелд во многом благодаря двум ее качествам: она нетерпелива и деятельна.

Несмотря на энергичную профессиональную жизнь, Розенфелд находит время на воспитание детей и общественную деятельность. Она член совета директоров нескольких некоммерческих организаций, в том числе театра Степпенвулф в Чикаго и Корнуэллского университета. Розенфелд активно участвует в жизни еврейской общины, ведет домашнее хозяйство по правилам кашрута и в прошлом году получила знак отличия от общественной организации Center for Jewish Living.

Как поднять моральный дух

За последние три года стратегия Kraft Foods заметно изменилась. Например, предыдущий генеральный директор компании – Роджер Деромеди прославился в основном страстью снижать издержки. Розенфелд же не пожалела денег на оживление ключевых брендов. Так, она настояла, чтобы в известный продукт Kraft Macaroni and Cheese клали столько сыра, сколько и было задумано первоначально, перечеркнув старания предшественников сэкономить на ингредиентах.

Похоже, Розенфелд вообще не привыкла экономить на достижении цели. Для получения докторской степени Корнуэллского университета в 1980 г. ей необходимо было провести опрос. Чтобы стимулировать респондентов, к каждой анкете Розенфелд прикрепила однодолларовую купюру. В итоге процент заполнивших анкеты оказался куда выше, чем у других студентов, не прибегших к «стимулированию». Научный руководитель Розенфелд Висала Рао, до сих пор преподающая маркетинг в Корнуэлле, вспоминает, что ее подопечная «всегда проявляла инициативу и была успешным человеком».

Возглавив Kraft, Розенфелд покусилась и на властную вертикаль компании, передав в руки бренд-менеджеров больше полномочий. «Это феноменально подняло моральный дух», – вспоминает бывший топ-менеджер компании. В погоне за прибылью новая начальница избавилась от не самых сильных подразделений, таких как компании Post Cereals и Veryfine Juices. Продавая бренды, Розенфелд одновременно довела до общего сведения, что Kraft стремится к поглощению компаний по всему миру. Обязательное условие – серьезные перспективы роста. В 2007 г. она покупает у группы Danone международное подразделение по производству печенья. За $7 млрд Kraft получает бренды, продающиеся в 20 странах.

Розенфелд пытается объединить своих менеджеров под девизом «Будем расти!». Сделанное Cadbury предложение доказывает, что она так и не успокоилась на достигнутом, говорит аналитик Morningstar (Чикаго) Эрин Свансон: «Ее не удовлетворяет статус-кво. Она постоянно все улучшает».

Деятельность Розенфелд во главе Kraft принесла свои плоды. Kraft превзошла прогнозы аналитиков, получив в I квартале этого года 10%-ный рост прибыли и 11%-ный – во втором. Компания подняла прогноз прибыли и по итогам года.

Непоглощаемый Cadbury

Британский конкурент Kraft может позволить себе привередничать в выборе покупателя. История бренда Cadbury насчитывает 185 лет, он был знаком британским детям еще в викторианскую эпоху. По продажам сладостей и шоколада Cadbury уступает только компании Mars (см. врез) – в случае объединения с Kraft или еще кем-нибудь последней придется иметь дело с очень сильным конкурентом. Особую привлекательность Cadbury создает развитая география продаж: подавляющее большинство товаров продается вне США, причем треть продукции – на быстро растущих рынках развивающихся стран.

Не первый год идут переговоры об объединении с Hershey. В январе 2007 г. генеральные директора Cadbury и Hershey объявили, что усаживаются за стол переговоров, чтобы создать «мировой кондитерский гигант». Но переговоры ни к чему не привели. В конце 2007 г. мажоритарный акционер Hershey – Hershey Trust Co попытался возобновить переговоры, но снова безуспешно: он отказался терять контроль над Hershey.

Еще один потенциальный покупатель Cadbury – компания Nestle. В начале прошлой недели гендиректор швейцарского производителя Пол Бюльке заявил, что Nestle готова воспользоваться возможностями поглощений, если они оправданны со стратегической точки зрения.

«Думаю, и 800 пенсов [за акцию Cadbury] будет маловато за эту возникающую раз в поколение возможность [купить компанию], – пишет Дамиан Рис из Telegraph Media Group. – А самой большой ошибкой Kraft будет недооценить совет директоров Cadbury. Его председателя Карра запомнят благодаря этой сделке, так что он сдастся только самому лучшему из конкурентов. А в настоящее время Kraft им не является».