Война реальности

Взгляд режиссера Хлебникова на простого русского человека беспощаден. И есть соблазн причислить «Сумасшедшую помощь» к мизантропическим пасквилям, да не получается. Не тянет режиссера углубляться в этот жанр – мелковат
Kinopoisk.ru

Поездка белоруса в Москву на заработки – от такой завязки за версту идет крепкий запах кинематографической социалки со всеми причитающимися жанру ужасами и испытаниями гражданских, а также общечеловеческих устоев зрителя. Такое кино обычно стремится вызвать неловкость пусть даже за относительное бытовое благополучие. И поначалу «Сумасшедшая помощь» Бориса Хлебникова уверенно движется именно в этом грустном направлении.

Белорусский увалень-гастарбайтер (Евгений Сытый) случайно попадает в какой-то спальный район то ли на окраине, то ли в окрестностях столицы. Там его бьют, грабят, снимают ботинки. Беззащитный дядька с глазами Чебурашки, кажется, обречен бомжевать. Но откуда ни возьмись появляется инженер-пенсионер (Сергей Дрейден), который ведет гастарбайтера к себе в квартиру, кормит, рассказывает, какой была настоящая Москва «раньше», и вовлекает в свои безумные подвиги.

Социальное кино и «судьба гастарбайтера» ушли из «Сумасшедшей помощи» в другой проект, документальный, родившийся по ходу съемок. И на их место явилась героическая история городского безумца, объявившего войну тухлой реальности, которая подчинена одинаково серой массе ментов и гопников.

Герои Хлебникова помещены в мир, который лежит за пределами вселенной московского среднего класса. Эти станции, кварталы, люди как бы и есть. И даже очень реальны. Но смотреть на них и даже сочувствовать просвещенный зритель предпочитает только в кино. А в кино, по крайней мере, они живут как в страшной сказке. Разрушает навязчивую «реальность» безумие пожилого инженера, приютившего белоруса.

Эта пара вызывает вполне отчетливые ассоциации. Они инфантильны и похожи на Гену с Чебурашкой (не зря, видимо, в квартире пенсионера так много детских игрушек и книжек). Они благородны и самоотверженны в борьбе со злом, как Дон-Кихот и Санчо Панса. Один видит повсюду тайные заговоры и происки темных сил. Другой покорно и верно следует за господином. Их нелепые и абсурдные подвиги оправдывают убогое существование, превращая его в увлекательное приключение. И получается, что надо свихнуться, чтобы увидеть вещи такими, какие они есть на самом деле. А «душевное здоровье» кажется верной смертью после жуткого монолога дочки инженера, нормальной и доброй женщины (Анна Михалкова), которая объясняет, какие таблетки надо давать ее чокнутому папаше и как они будут на него действовать.

В какой-то момент замечаешь, что в «Сумасшедшей помощи» совершенно нет музыки. Хлебникову не нужны дополнительные эмоциональные стимуляторы, чтобы крутить нервы публике, заставляя ее смеяться и плакать. Скрупулезное правдоподобие, гипертрофированная материальность каждой детали и психиатрическая точность игры – инструменты, которыми Хлебников деликатно вскрывает мозг публики и оказывает ей такую необходимую «сумасшедшую помощь».