Suzuki отказывается строить машины в Петербурге

Японская Suzuki отказалась от земли в Санкт-Петербурге, выделенной ей под строительство автозавода. Если компания и решит собирать автомобили в России, то будет искать другую площадку

Suzuki Motor Corporation

Производитель авто- и мототехники. Акционеры (данные Bloomberg на 31.03.2009): 80,1% – в свободном обращении, 19,9% – казначейские акции. Капитализация – $12,28 млрд. Финансовые показатели (за финансовый год, завершившийся 31.03.2009): выручка – $30,4 млрд, чистая прибыль – $277,47 млн. Продажи (за финансовый год) – 2,33 млн автомобилей и 1,83 млн мотоциклов.

Сегодня петербургское правительство рассмотрит вопрос о возврате городу участка площадью 50 га в Шушарах, выделенного «Сузуки авто Мфг рус» для строительства автозавода. Об этом говорится в проекте постановления правительства (есть у «Ведомостей»). Участок был сдан компании в аренду 5 августа 2008 г. на 11 месяцев. За этот срок «Сузуки авто Мфг рус» должна была провести изыскательские работы для строительства автозавода.

Первый зампред комитета по инвестициям и стратегическим проектам петербургской администрации Роман Старовойт и гендиректор «Сузуки авто Мфг рус» Сигэру Седзи сказали «Ведомостям», что это инициатива Suzuki. «Пока участок не нужен компании, мы решили вернуть его городу», – говорит Седзи. Проект строительства завода заморожен. Если Suzuki решит вернуться к идее строительства, то подыщет себе другой участок, подчеркивает Седзи.

Если компании вновь понадобится земля, город подберет участок, обещает Старовойт. По его оценке, Suzuki платила городу около 10 млн руб. в год арендной платы.

Соглашение с Минэкономразвития о строительстве завода в Санкт-Петербурге Suzuki подписала в 2007 г. Мощность предприятия должна была составить 30 000 автомобилей в год, стоимость оценивалась в $120 млн. Концерн собирался выпускать модели Grand Vitara и SX4. Сначала планировалось, что завод заработает в 2009 г. Но затем выяснилось, что залежи на участке торфа оказались глубже, чем ожидалось. Поэтому запуск был перенесен на вторую половину 2010 г. Петербург согласился за свой счет вывезти 2 млн т торфа с площадки (на это понадобилось бы 1,3 млрд руб.). Но в декабре прошлого года Suzuki объявила, что может отложить проект.

Топ-менеджеры Suzuki всегда говорили, что для строительства завода в России продажи должны составлять здесь 40 000–45 000 автомобилей в год, напоминает член правления «Автомира» (дилер Suzuki) Игорь Кроливец. В прошлом году Suzuki была близка к этому уровню – продала около 38 000 машин. Но за восемь месяцев этого года продажи упали на 50% до 13 580 шт. (данные Ассоциации европейского бизнеса). Так что для удовлетворения спроса достаточно экспортных машин, резюмирует Кроливец.

Никаких штрафов за отказ от строительства в Шушарах для Suzuki не будет, инвестсоглашение не вступило в силу (это происходит с момента подачи первой налоговой декларации), объяснил «Ведомостям» федеральный чиновник. Но срок, когда Suzuki может запустить проект, пользуясь льготами режима промсборки, уже истекает, отмечает он. Если компания хочет сохранить за собой это право, ей надо подписать дополнительное соглашение с Минэкономразвития, продляющее сроки реализации проекта, отмечает собеседник «Ведомостей». Консультации идут, но решений нет, резюмирует он.