Вектор


«Норникель» значительно урежет смету «Читинского проекта». Вместе с Росжелдором компания пересматривает параметры проекта по строительству железной дороги, ведущей к пяти медным месторождениям, включенным в проект, сообщил «Интерфакс». Ветка станет короче: вместо железной дороги Нарын – Лугокан протяженностью 425 км планируется строительство ветки от Нарына до Газимурского завода (223 км).

Государство поможет

Фармацевтическая компания Nycomed вчера официально объявила о строительстве завода в Ярославской области. Чтобы организовать выпуск лекарств в России к 2014–2015 гг., компания намерена потратить 65–75 млн евро. Себестоимость производства при этом будет не ниже, чем на заводах Nycomed в Европе, признал президент «Никомед Россия – СНГ» Йостейн Дэвидсен: оплата труда ниже, зато издержки увеличивает длительность и сложность регистрационных процедур. Желание инвестировать в Россию представители Nycomed объяснили перспективностью российского рынка. Однако, вероятно, были и другие причины, например, наверняка сыграли роль активные попытки Минпромторга развивать российское фармацевтическое производство. В начале сентября министр Виктор Христенко огласил список из 15 лекарств, которые необходимо выпускать в России; компаниям, которые способны локализовать их производство, обещана господдержка. В список попал и варфарин производства Nycomed (будет выпускаться на российском заводе, пообещал Дэвидсен). Преференции отечественным компаниям обещают и в государственных закупках, на которые приходится около четверти всего российского фармрынка.

Экономия по «Норникелю»

«Норникель» урезал программу потому, что теперь считает нерентабельной разработку части месторождений. На Лугоканском и Солонеченском месторождениях нет пригодных для промразработки запасов, разработка Култуминского эффективна при цене на медь выше $6500 за 1 т (вчера стоила около $6000 за 1 т), говорится в отчете компании. Так что разрабатывать компания будет, скорее всего, только Быстринское и Бугдаинское месторождения.

«Норникель» фактически экономит деньги не только себе, но и государству. Ведь финансировать строительство инфраструктуры проекта предполагалось на 69% из средств инвестфонда. На ту же железную дорогу планировалось потратить 51,5 млрд руб. Если дорога будет вдвое короче, то и денег надо как минимум вдвое меньше. Вдобавок само строительство с началом кризиса подешевело.

В долгах как в шелках

Режим строгой экономии, о котором рассказывали как прежний гендиректор ФГУП «Почта России» (Андрей Казьмин), так и нынешний (Александр Киселев), на деле не так уж строг. Вчера Генпрокуратура сообщила, что вынесла представления в адрес Россвязи и Росимущества с требованием устранить нарушения закона руководством почты. Например, из 19 000 объектов недвижимости, закрепленных за «Почтой России», почти на 9000 не зарегистрировано право хозяйственного ведения, а договоры аренды зачастую заключались без конкурсов. Не меньше возмущают прокуратуру «случаи расточительного использования госсредств». Например, за подготовку и проведение новогоднего вечера в декабре 2008 г. сотрудники предприятия получили 1,5 млн руб. (в том числе первый заместитель гендиректора – 334 000 руб.), организация фуршета обошлась еще в 1,8 млн руб., а проведение конкурса «Мисс Почта» в 2007 г. и 2009 г. – в 15 млн руб. При этом в конце первого полугодия «Почта России» была должна кредиторам 14 млрд руб., замечает прокуратура. Ответом «Почты России» стала благодарность за «оперативность и результативность» проверки; большинство нарушений относятся к 2008 г., отмечается в пресс-релизе предприятия, а нынешний гендиректор работает с марта 2009 г. Впрочем, обещаний не проводить конкурс «Мисс Почта – 2010» и сократить премии руководству (в I квартале 2009 г. – более 4 млн руб.) дано не было.

Подмосковная гигантомания

Правительство Московской области одобрило план развития аэропорта «Домодедово». Как передало «Прайм-ТАСС» со ссылкой на министра транспорта региона Петра Кацыва, до 2010 г. в «Домодедово» планируется построить третью взлетно-посадочную полосу, к 2025 г. – еще две, после – еще пять. Каждая ВПП стоит $1–2 млрд. Но кто будет финансировать проект – не известно. Кацыв ничего об этом не сказал, пресс-служба владельца аэропорта – группы «Ист лайн» от комментариев отказалась.

ВПП не подлежат приватизации, а значит, их строительство может финансироваться только из бюджета. Но представитель Росавиации отметил, что разговоров о расширении в «Домодедово» до 10 полос не велось. Теоретически строительство может профинансировать и регион, но для этого нужно, чтобы ему передали аэродром в собственность. Однако и такой вопрос тоже не поднимался, говорит чиновник.

К тому же Московская область вряд ли сможет сейчас потянуть такой масштабный проект. Да и «Домодедово» тоже вряд ли нужно столько полос. Чтобы загрузить 10 ВПП, нужен пассажиропоток в 100 млн человек в год, посчитал гендиректор консалтинговой компании Infomost Борис Рыбак. Сейчас в России он составляет около 50 млн человек, а население страны – 140 млн.