Вектор


Сбербанк нашел чужих клиентов

Многие банки считают, что худшее позади. И заявляют об активизации операций кредитования, в том числе розничного. Один из флагманов этого процесса – Сбербанк. Правда, его руководители неоднократно сетовали, что граждане неохотно берут новые кредиты. И вот, похоже, Сбербанк нашел действенное средство. В его планах – рефинансирование кредитов других банков, заявила директор управления розничного кредитования банка Наталья Карасева. Сначала это предложение будет касаться только ипотеки, в перспективе – любых кредитов, передает ее слова «Интерфакс».

Заемщики других банков должны проявить интерес, ведь ставки в Сбербанке и так ниже рынка, уверяет Карасева. Даже по сравнению с докризисным уровнем они изменились не сильно.

Полгода на уговоры

Кассационный суд Тюмени отложил рассмотрение жалобы Telenor – норвежского акционера «Вымпелкома» (29,9%) на февральское решение Арбитражного суда Омска, обязавшее норвежцев выплатить «Вымпелкому» $1,73 млрд. Слушания в Тюмени должны были состояться еще 10 июня, но суд перенес их на 3,5 месяца. А теперь – еще на полгода, до 24 марта 2010 г. Истец – Farimex Products, владеющая ADR на 0,002% акций «Вымпелкома», попросила отсрочки на время, пока решается судьба нью-йоркского иска Telenor о переводе спора с Farimex в Женеву. Там по соглашению акционеров «Вымпелкома» надлежит разрешать споры норвежцам и «Альфе» (44% «Вымпелкома»). За Farimex стоит как раз «Альфа», ищущая выгодного обмена активами с партнером, пытается доказать Telenor. «Альфа» и Farimex связь друг с другом отрицают. Но затягивание процесса «Альфе» на руку. Президент Telenor Йон Фредрик Баксаас, наоборот, хочет, чтобы дело Farimex скорее перекочевало в Высший арбитражный суд: московские судьи менее пристрастны, чем в Тюмени, где работает зависимая от «Альфы» ТНК-BP, намекает Баксаас. А так рискованная для Telenor ситуация затягивается: принадлежащие ей 26,6% «Вымпелкома» по-прежнему под арестом и могут быть проданы, а штраф за неисполнение решения продолжает накапливаться.

Опять монополия

Опасения производителей алкоголя не были напрасны. Когда президент Дмитрий Медведев подписал антиалкогольные поручения правительству, представители отрасли говорили «Ведомостям», что поддерживают эти меры, но с условием, что исполнители не попытаются их творчески дополнить. Одно из президентских поручений – до 1 марта 2010 г. изучить мировой опыт государственных монополий на производство и оборот спирта и алкогольных напитков и рассмотреть возможность введения такой госмонополии в России.

Не прошло и трех недель после президентского поручения, как лидер партии «Справедливая Россия», председатель Совета Федерации Сергей Миронов сообщил «Интерфаксу», что направил в правительство законопроект, разработанный его партией, о введении с 1 января 2011 г. монополии на производство и оборот этилового спирта. Источник в правительстве еще летом говорил «Ведомостям», что знает о предложениях Миронова, и называл их непроходными.

Но законопроект о запрете продажи пива в ларьках, который написал еще один эсер – Антон Беляков, также не воспринимался серьезно. Пока точно такие же поправки не предложил Минпромторг. Не исключено, что идея Миронова появится через какое-то время в виде поправок, предложенных, например, Минсельхозом. Бывший министр Алексей Гордеев когда-то был горячим сторонником введения госмонополии на спирт.

Кто же против?

Вчера правительственная комиссия по контролю за иностранными инвестициями в третий раз изучала заявку «Базэла» на покупку «Русснефти» – и снова решение отложили (заявка подана в 2007 г., когда Олег Дерипаска де-факто и купил компанию). «Не все члены комиссии поддерживают сделку, мнения разошлись», – заявил руководитель ФАС Игорь Артемьев, но кто против и почему, не уточнил. Чиновник, близкий к комиссии, говорит, что сделку не обсуждали вовсе: вопрос просто сняли с повестки, не запросив никаких дополнительных документов. Сделка не нравится премьеру Владимиру Путину, который возглавляет комиссию, утверждает источник в аппарате правительства: «Базэл» оформляет «Русснефть» на кипрские компании, «не всегда понятно, кто стоит за каждым офшором», намного проще, когда юрисдикция российская. Те же аргументы приводились в июне. Но это не добавляет ясности: и тогда и сейчас комиссия параллельно одобряла другие сделки с офшорами, причем с первого раза (вчера, например, это была покупка доли в Туапсинском порту нидерландской Universal Cargo Logistics Holding В.V. Владимира Лисина).