«Мы, дизайнеры, на 3–5 лет впереди рынка», - Горден Вагенер, главный дизайнер Daimler AG

Новый главный дизайнер концерна Daimler Горден Вагенер рассказывает, почему он не доверяет фокус-группам и как сегодня художники создают автомобили, которые должны понравиться покупателям завтра
MEDIA.DAIMLER.COM

1995

начал карьеру дизайнером экстерьеров автомобилей. Работал в компаниях General Motors, Mazda, Volkswagen

1997

пришел в компанию Mercedes-Benz

1999

руководит разработкой дизайна GL-, M- и R-классов

2007

назначен руководителем Global Advanced Design

2008

назначен главным дизайнером Daimler AG

1. Mercedes-Benz 540K Autobahnkurier. 1935 г. 2. Mercedes-Benz-300 SL Gullwing.1954 г. 3. Mercedes-Benz SLR Roadster. 2007 г. 4. Mercedes-Benz SLS AMG. 2009 г. А.ГУБСКИЙ / ВЕДОМОСТИ

Daimler AG

Автомобильный холдинг. результаты (6 месяцев 2009 г.): Выручка – 38,3 млрд евро. Чистый убыток – 2,3 млрд евро. продажи – 723 792 автомобиля. выпускает автомобили и автобусы Mercedes-Benz, легковые автомобили Smart, Maybach и AMG, грузовики Freightliner, Fuso, Western Star, Thomas Built Buses, автобусы Setra и Orion

В отличие от многих дизайнеров, щеголяющих в неформальной одежде, Горден Вагенер дает интервью в строгом темном костюме и галстуке Burberry в классическую клетку. Но немецкого дизайнера можно назвать кем угодно, только не консерватором, ведь он автор футуристических купе и родстера Mercedes-Benz SLR McLaren. В прошлом году Вагенер стал главным дизайнером всего концерна Daimler – и это в 39 лет. И теперь отвечает за дизайн не только легковых автомобилей, но также мини-вэнов, грузовиков и автобусов, в том числе в японской и американских «дочках» Daimler.

Но, встретившись в сентябре на автосалоне во Франкфурте, мы говорим с ним в первую очередь про легковые автомобили, ведь в этом году у Mercedes-Benz прошли две громкие премьеры: весной – новых седана и купе Е-класса, а во Франкфурте – купе SLS AMG, наследника знаменитых купе 300 SL Gullwing и SLR McLaren. У обеих новинок нашлись критики: дизайн Е-класса журили за «подражательство» и «отсутствие свежих идей», SLS некоторые нашли «недостаточно стремительным и агрессивным» по сравнению с предыдущей работой Вагенера – SLR. Но дизайнер не унывает и уверен, что если не сейчас, то в будущем критики обязательно оценят «стиль и современность» новых Mercedes-Benz.

– Что было наиболее сложным в создании дизайна SLS AMG?

– Само по себе создание такой машины было громадным вызовом. Ведь Mercedes-Benz 300 SL Gullwing, который появился на свет больше 50 лет назад, – один из самых красивых автомобилей в нашей истории, это настоящая икона Mercedes-Benz. Так что мы ставили себе задачу создать новую икону для Mercedes-Benz XXI в. Надеюсь, что мы хорошо сделали свою работу, и первые публикации в прессе были очень-очень позитивными. Люди увидели преемственность между двумя автомобилями.

– Сколько времени вам потребовалось, чтобы создать SLS AMG?

– Получилось довольно быстро – 3–3,5 года. Обычно нам требуется больше. Но в этом случае за разработку автомобиля отвечали люди из AMG, а дизайнеры из Mercedes-Benz работали с ними в сотрудничестве. Первоначально был разработан трехмерный компьютерный дизайн, и серийный автомобиль оказался очень близок к первоначальным рисункам и пропорциям. Это классический дизайн спорткара: длинный капот, отнесенная назад кабина... Правда, изначально автомобиль был еще шире, и нам пришлось сделать его чуть уже; теперь пропорции хороши.

– А почему вы разместили рукоятки в центре дверей? В некоторых ракурсах они выглядят как не очень эстетичные скобы или углубления.

– А где еще их можно разместить? Эти рукоятки выходят из пазов, когда вы до них дотрагиваетесь снаружи, и углубляются, когда автомобиль набирает скорость 3 км/ч. В центре дверей – это естественная позиция для рукояток, так за ними не приходится тянуться.

– Ранее вы говорили, что из всех Mercedes-Benz, сделанных под вашим началом, для вас наиболее ценен первый – SLR McLaren, который появился в 1999 г. Какую модель вы назовете теперь – SLR или SLS?

– SLR был очень важен для меня, и он был блестящей машиной для своего времени. Теперь пришло время SLS. Но на моей нынешней позиции я больше озабочен не дизайном конкретных моделей, а всего модельного ряда – чтобы была целостная картина бренда.

– Вы около года возглавляете департамент дизайна Daimler. Вам всего удалось добиться за этот срок, что вы намечали, или что-то вы не успели?

– О, я достиг уже многого – вы убедитесь в этом в течение ближайших двух-трех лет! (Смеется.) Мы переформулировали для себя, что такое Mercedes-Benz и куда нам следует двигаться.

– И как вы теперь определяете философию автомобилей Mercedes-Benz, их дизайна?

– Mercedes-Benz – это глобальный производитель автомобилей класса люкс, и покупатели во всем мире ценят их за германскую аутентичность. Наш дизайн должен отвечать этим ожиданиям – дизайн как внешнего вида, так и интерьера (в том числе и по качеству материалов). То есть у автомобиля должен быть узнаваемый и волнующий дизайн (со спортивными нотками, поскольку спортивность – один из тех элементов, что рождает эмоции, возбуждение. Потому что наше общество меняется, и даже 60-летние покупатели сегодня не старики: они носят джинсы, играют в гольф...). Но при этом все наши автомобили имеют яркую индивидуальность: E-класс не похож ни на C-класс, ни на S-класс... Наши покупатели хотят сохранить индивидуальность, поскольку это одна из характеристик «люкса». Да, в 90-е гг. у нас были похожие модели, но с тех пор мы пересмотрели наш подход, поскольку это именно то, что создает аутентичность бренда.

Возвращаясь к вашему вопросу, что я успел сделать, – я полностью изменил структуру департамента дизайна. Например, разделив подразделения, которые занимаются дизайном интерьеров и экстерьеров, с тем чтобы люди специализировались на дизайне интерьера или экстерьера. Наша итальянская студия в Комо, которая по большей части специализируется на дизайне интерьеров, теперь также интегрирована в новую структуру.

– Сколько всего у вас студий?

– Студия в Комо; Advanced Design в Германии; Global Advanced Design Studio в Калифорнии, которую я возглавлял раньше (мы переехали в новое помещение, которое купили у Chrysler, теперь наши площади значительно расширились и мы можем делать там полноразмерные модели). У нас есть также студия в Токио, а в январе этого года мы открыли студию в Пекине – там пока работают человек пять. Я назвал только студии, которые занимаются дизайном легковых автомобилей. Над дизайном грузовиков и автобусов работают другие студии.

– Daimler в конце прошлого года купила 10% в «Камазе». У вас уже установились контакты с дизайнерами российского автозавода?

– Пока нет, но мы только в начале пути. 10% – это немного, и пока с точки зрения дизайна это полностью независимое предприятие. Мы стремимся к тому, чтобы предприятия Daimler Trucks – Mercedes-Benz Trucks, Freightliner, Fuso – теснее работали друг с другом.

– Как вы узнаете желания и предпочтения покупателей?

– Мы создаем эти желания будущего.

– А фокус-группы вы организуете?

– Обратная связь очень важна. Но когда вы сегодня спрашиваете у людей их мнение о дизайне, они вам скажут о том, что им нравится сегодня, – они не смогут ответить, что им понравится завтра. Мы, дизайнеры, находимся на 3–5 лет впереди рынка, и наша задача – создать то, что понравится людям завтра.

– Полгода назад вы рассказывали мне, что под вашим началом во всех подразделениях работало около 420 человек в Германии и еще около 80 по всему миру. С тех пор это число как-то изменилось?

– Нет, осталось приблизительно таким же. Снижение затрат – каждодневная задача, вы просто не можете этого избежать. Но о снижении нашего бюджета речи не идет – [председатель правления Daimler AG] Дитер Цетше четко дал понять, что Mercedes-Benz не будет экономить на своем будущем, но интенсивность нашей работы увеличивается.

– Ваши дизайнеры больше работают на компьютерах или по старинке?

– Мы много работаем на компьютерах – это позволяет нам быть более продуктивными, но никто не ставит задачи перейти только на компьютеры. На каждом этапе дизайна мы выбираем, что будет эффективнее – работать на компьютере или руками.

– На каком этапе разработки нового автомобиля подключаетесь вы?

– С самого начала – когда мы начинаем обсуждать архитектуру нового автомобиля, его платформу.

– Вы продолжаете рисовать сами?

– Только на совещаниях (и иногда на интервью). Да, я мечтал бы рисовать великие эскизы, которые стали бы великими автомобилями, но, к сожалению, это уже не моя работа. Я отсматриваю эскизы моих дизайнеров и правлю их, если что-то не так. Кстати, качество рисования так же зависит от практики, как степень подготовленности спортсмена от тренировок.

Но на выходных я занимаюсь живописью – холст, масло.

– При создании SLS AMG планка была поднята невероятно высоко – как вы сказали, автомобиль должен стать иконой XXI в. Но в каком классе из всего многообразия моделей Mercedes-Benz рисовать новую машину сложнее всего?

– Создавать купе или родстеры – CL, SL – очень интересно, поскольку они несут в себе спортивный дух, что само по себе добавляет дизайнеру драйва и вдохновения. На мой взгляд, самая сложная задача – создать современный трехобъемный cедан. Это большой вызов для дизайнера, а для Mercedes-Benz это ключевой сегмент рынка. Мы всегда уделяем разработке дизайна этих cеданов самое пристальное внимание, и для нас новое поколение автомобилей E- и S-класса всегда особенное событие.

– Почему именно дизайн cеданов делать сложнее всего?

– Честно говоря, у меня нет этому внятного объяснения. Возможно, потому, что у нас очень большая история в этом классе и у тебя в запасе не так много ходов, чтобы быть инноватором. S-класс для нас – особый автомобиль, это наш флагман, и он должен олицетворять собой все текущее поколение автомобилей Mercedes-Benz, а у нас их больше 18 линий.

– Может быть, вы видите еще какие-то ниши, в которых пока нет ваших автомобилей и которые имеет смысл создать?

– Нет. Более того, нам нужно очень тщательно изучить наш портфолио, чтобы понять, какие ниши имеют смысл для Mercedes-Benz, а какие – нет. Может быть, одна-две даже окажутся лишними.

– На ваш вкус, какой автомобиль в многолетней истории Mercedes-Benz можно назвать лучшим по дизайну?

– Самый известный – Mercedes-Benz 300 SL Gullwing. Мне также очень нравится Mercedes-Benz 540 – один из лучших образцов дизайна belle époque.

– Я был в прошлом году на конкурсе элегантности автомобилей на Villa d’Este – тогда победителем стал как раз Mercedes-Benz 540К, и я тоже голосовал за него...

– В разных странах слово «роскошь» понимают по-разному, часто оно ассоциируется с золотом, с пышностью форм. Mercedes-Benz 540 демонстрирует, насколько элегантен может быть роскошный автомобиль – просто прекрасным.

– Mini и Fiat создали очень успешные реплики своих ретро-автомобилей. Mercedes-Benz не хочет поиграть в ретро – ведь у вас очень богатая история?

– Нет, это не наш путь. Мы всегда находим вдохновение в нашей славной истории, но просто сделать реплику – для нас это было бы шагом назад. Скажем, при создании дизайна нового Е-класса мы обратили свое внимание на Mercedes-Benz Ponton 1953 г. в поиске решений, применив которые (естественно, в современном прочтении) мы сможем сделать новый автомобиль узнаваемым.

– Читатели Autobild назвали новый Mercedes-Benz E-Class «самым красивым автомобилем в мире», а E-Class Coupe поставили на первое место в категории «купе и кабриолеты». Для вас это достаточный ответ критикам, которым не нравится ваш E-класс, или вы хотели бы получить дополнительные подтверждения?

– Конечно, это очень важная оценка и большой комплимент для меня. Мнение Auto Bild – одно из наиболее ценных в Европе. Люди оценили стиль и современность E-класса.

– А вообще, как вы реагируете на критику?

– Обратная связь – это всегда хорошо. Что в работе, что в частной жизни всегда полезно видеть оборотную сторону.

– Но ведь автомобильный дизайн сродни футболу, где каждый болельщик мнит себя тренером и готов давать советы. Профессионалу, должно быть, бывает неприятно слышать критические высказывания дилетантов?

– Футбольный тренер в том числе и мотивирует игроков: «Вы можете их победить». И его команда выходит и побеждает. В искусстве, так же как и в спорте, вера в себя необходима. И даже негативная критика может оказаться полезной, если она конструктивна. Ну а про безосновательную критику просто говоришь себе: «Забудь».

– Лучший комплимент, который вы слышали в свой адрес?

– В личной жизни это рождение моего сына, который появился в прошлом году в Калифорнии. Без сомнения, это мой лучший дизайн. (Смеется.) А в профессиональной жизни важен каждый комплимент. Оперный певец выходит на сцену ради аплодисментов. Дизайнера радует каждый положительный отзыв, особенно от человека, мнением которого ты дорожишь.

– Вы работали на Volkswagen. Вам нравится, что делает с дизайном VW Вальтер да Сильва?

– Да. Вальтер – очень хороший дизайнер, он делает правильные вещи для Volkswagen – марки масс-маркет.

– Нынешний главный дизайнер Porsche Михаэль Мауэр cказал, что ушел из Mercedes-Benz 10 лет назад потому, что на все его предложения был один ответ: «Ты еще молод. Расслабься и жди». Как вы себя чувствуете в Mercedes-Benz?

– Не знаю, может быть, у него просто не хватило терпения. Когда я пришел в Mercedes-Benz, компания сильно изменилась. Я был назначен на пост главного дизайнера Mercedes-Benz в возрасте 39 лет, став не только самым молодым главным дизайнером в Mercedes-Benz, но и вообще в автоиндустрии. Моему предшественнику Петеру Пфайферу было 65, и я представляю совершенно новое поколение в автомобильном дизайне.

– Вы готовы до самой пенсии оставаться в Mercedes-Benz, как это сделал Петер Пфайфер?

– Если совет директоров будет мне доверять, то почему нет? (Смеется.)

Гараж дизайнера

Только белый

Ежедневно Вагенер водит белый длиннобазный S500 с дизайном AMG. В штаб-квартире у него белый CLS500, на котором он раньше ездил в Калифорнии. Ведомости