Ричард Дэйли: "Преступность сокращается, наркотрафик растет"

Почему Чикаго перестал быть гангстерским городом, но американцы до сих пор обожают оружие? Что общего у Чикаго и Москвы? И сколько продлится стагнация в экономике? Рассказывает мэр Чикаго Ричард Дэйли
М.Стулов

1969

избран в заксобрание штата Иллинойс, с 1972 г. – сенатор от Иллинойса, прокурор округа Кук в Иллинойсе. Переизбран на этот пост в 1984 и 1988 гг.

1980

избран мэром Чикаго, переизбран в 1991, 1995, 1999, 2003 и 2007 гг.

Чикаго

Расположен на севере штата Иллинойс на побережье озера Мичиган. Статус города присвоен в 1837 г., тогда население составляло 4170 человек. Сейчас Площадь – 61 380 га, Население – 3,7 млн человек. Запланированные доходы и расходы на 2009 г. – по $6,34 млрд. Насчитывает более 200 театров, почти 200 художественных галерей, 552 парка, 24 км пляжей, 30 км прогулочных велосипедных дорожек, расположенных вдоль озера.

В 1925–1930 гг. в Чикаго хозяйничали банды гангстеров Аль-Капоне. Он хвастался: «Полиция у меня в руках, Чикаго принадлежит мне». Терпение полиции лопнуло после кровавой бойни в День св. Валентина – расправы Капоне с бандой соперников, и он был арестован. Сейчас в городе «хозяйничает» мэр Ричард Дэйли. Он – потомственный градоначальник. Шесть раз переизбирался мэром, а его отец руководил городом 21 год. Нынешний Чикаго – один из самых мирных городов в Америке с низким уровнем преступности. Чикаго – третий по численности населения и второй по значимости финансовый центр страны. Город небоскребов и белых воротничков. При этом Чикаго – рекордсмен Америки по площади парков и количеству культурных заведений, сравнительно дешев по американским меркам для проживания. Главные проблемы города, говорит Дэйли, – безработица и страсть американцев к оружию.

«Надо разрушать стереотипы»

– Имидж Чикаго как в прошлом гангстерского города помогает привлечь туристов?

– Еще бы! И у нас огромное количество туристов.

– То есть до сих пор эксплуатируете образы типа Аль-Капоне?

– Не в том смысле, как в 20–30-x гг. У нас новые лица [родом из Чикаго] – Майкл Джордан, Обама, Опра Уинфри – и корпоративные бренды мирового уровня.

– Но при упоминании Чикаго люди почему-то в первую очередь вспоминают гангстеров.

– У России тоже в мире специфическое восприятие. Но надо образовывать публику, разрушать стереотипы.

– Тем не менее большие города как магнит притягивают преступность. Как обстоят дела с уровнем преступности в Чикаго?

– Преступность сокращается. Но наркотрафик растет, и это огромная проблема, просто эпидемия. Мы объявили войну наркотикам в 1973 г., но, к сожалению, ее проиграли. Наркотики провоцируют рост насилия. И еще плохо то, что американцы обожают оружие. Пистолет NK47 купить в Штатах гораздо легче, чем в любой другой стране мира. Надо убирать пистолеты из нашего общества.

– Как можно разоружить американцев?

– Надо менять законы по оружию. Человек не должен носить с собой пистолет NK47 и 357-й магнум. Оружие приносит очень много жестокости и в семьи, и в страну. Но менять законы довольно сложно, для этого нужна политическая воля. К сожалению, политики ничего не предпринимают и делают вид, будто этой проблемы не существует.

«Конкуренция между городами растет»

– Много ли русских живет в Чикаго?

– Только за последние 4–5 лет в город приехало более 25 000 русских. Русские стали играть более активную роль в бизнесе. Но в основном пока это малый бизнес.

– Как Чикаго борется за привлечение новых перспективных людей?

– Качеством образования. Это первый вопрос, который встает перед людьми, когда они рассматривают возможность переезда.

– Чикаго считается очень комфортным городом: город небоскребов, чуть ли не самый зеленый в США. Чего вы еще хотите добиться?

– Город надо постоянно развивать. Каждый год мы открываем 9–10 новых школ, новые библиотеки, полицейские участки и пожарные станции, строим хорошее жилье.

– А инфраструктурные проекты вы заморозили?

– Нет. Это приоритет: если их замораживать, остановится прогресс и население тут же это почувствует. Город просто умрет. Расконсервация объектов дороже и продолжительнее. Жители города должны видеть постоянные улучшения. Проблемы пробок надо решать – строим новые дороги, улучшаем развязки, делаем перепланировку дорог. И мы стремимся улучшить систему общественного транспорта, которая пока работает не так эффективно, как должна: 24 часа и семь дней в неделю.

– А проблему московских пробок можно решить?

– С дорогами здесь придется что-то делать. Вообще, кольцевая – это неправильная система. Здесь все поворачивают налево, и никто – направо. Так не должно быть, это стопорит город.

– Москва и Чикаго – города-побратимы с 1997 г. Чем похожи эти города сейчас?

– У всех крупных городов мира одни и те же проблемы, будь то экономика, коммунальная инфраструктура, пробки, образование или окружающая среда, вне зависимости от численности населения. Тот же набор проблем, только их масштаб разный. В глобальной экономике мир становится теснее: конкуренция между городами растет. Люди могут выбирать, где им жить. Мы конкурируем за молодежь, которая определит будущую расстановку сил среди городов мира. Мэры сейчас должны много ездить, чтобы адаптировать экономику города и к запросам бизнеса: чтобы больше компаний стремилось работать в нашем городе.

– То есть вы не против прихода российских компаний в Чикаго?

– Наши двери открыты для любого бизнеса. Бизнес должен быть продуктивен. Он не может существовать внутри одной страны, тогда он ограничен в развитии. Наш город очень удобен для штаб-квартир: здесь хорошая инфраструктура и отсюда без проблем можно добраться в любую точку мира. Наш аэропорт О’Хара – один из лучших в мире, у него самый большой пассажиропоток.

«У нас приоритет временных сокращений»

– Как кризис сказался на Чикаго?

– Главная проблема – безработица. Она будет расти и станет в 2010 г. главным вызовом для федерального правительства и местных властей. Уровень безработицы во всех городах США примерно одинаков, исключение – Вашингтон. Уровень безработицы в США будет значительно выше, чем в мире.

– Какова ситуация с бюджетом Чикаго?

– Как и у всех городов США, у нас бюджетный кризис. В 2010 г. дефицит бюджета составит $500 млн. Но у нас есть программа сокращенного рабочего времени для госслужащих: 15 дней неоплачиваемого отпуска. Экономия федерального правительства на 15 неоплачиваемых днях – это $15–20 млрд. И еще одно: у нас приоритет временных сокращений, а не увольнений. Надо сохранить частный сектор. Эта рабочая сила в резерве будет главным фактором будущего экономического роста.

– Корпоративные налоги сильно сократились. Что сейчас поддерживает городской бюджет?

– Налоги на доходы, недвижимость и на продажи, но они тоже сократились. Сокращая доходы, сокращаем и расходы, другого выбора нет. У федерального правительства есть возможность другой компенсации: оно печатает деньги и может легче выйти из бюджетного кризиса. Федеральное правительство может жить в долг. Местные власти не могут ни печатать деньги, ни жить в долг. Единственное, что нам остается, – это сбалансировать бюджет и секвестировать расходы.

– Экономисты рассуждают о том, как долго продлится рецессия и будет ли у экономики двойное дно. Вы на что закладываетесь?

– Стагнация продлится как минимум два года. Потребительский сектор обрушился, и потребители потеряли доверие к экономике. Эта рецессия сильно изменит не только экономический ландшафт, но и существенно поменяет людей – их ментальность, привычки и вообще отношение к жизни. Бизнес поменяется – очень сильно и довольно быстро. Малый бизнес пострадал [от кризиса] сильнее, чем крупный. И среда сильно изменилась. Поэтому федеральные и местные власти должны создать условия для восстановления малого бизнеса. Я – за предпринимательство. Чем меньше барьеров в экономике, тем легче организовать бизнес. Чем успешнее бизнес, тем здоровее экономика. Мы не сможем выбраться из рецессии без предпринимательства, только за счет госрасходов.

«В Чикаго все знают друг друга»

– Вы избирались мэром шесть раз и к концу срока можете побить рекорд своего отца, который работал мэром Чикаго 21 год. Вам нравится быть мэром?

– Работа в правительстве – это в первую очередь обязательства, и здесь немного другая шкала оценки, чем нравится – не нравится. Но если ты не увлечен работой, то превращаешься в заурядного бюрократа.

– Каким вы видите Чикаго через 50–100 лет? Чикаго когда-нибудь удастся вернуть славу второго по величине города США?

– Я не соревнуюсь с Нью-Йорком, Токио или Гонконгом. Это все города другого типа. Чикаго – это очень приятный для жизни город. И это не город без лица и не город незнакомых лиц, как это часто случается с крупными городами. Чикаго – это город, в котором люди знают друг друга. И моя задача – чтобы люди любили его. Я считаю, что не должен городской житель, чтобы насладиться природой, куда-то специально ехать. Природа должна быть в городе. Поэтому у нас такое большое количество парков. Есть в Чикаго и уникальные черты: у нас с востока город ничто не ограничивает – это открытое пространство и вода. Таких городов всего несколько в мире. Это преимущество можно легко разрушить сооружениями, но мы стоим насмерть, чтобы его сохранить.

– Барак Обама родом из Чикаго. Это может помочь Чикаго выиграть конкурс на проведение Олимпийских игр – 2016, в котором вы участвуете?

– Конечно, поможет. Кто помог России победить в проведении Олимпийских игр 2012 г.? В первую очередь президент, глава государства. Чикаго – это ставка США, а наш президент возглавляет процесс подачи заявки на проведение Олимпийских игр 2016 г.

– На каком языке будет говорить город будущего?

– Чикаго – один из немногих городов Америки, где преподаются русский, арабский и китайский. Мы считаем их языками будущего, языками глобальной экономики.

– А на чем будет ездить американец в XXI в.?

– Приоритет – за воздушным транспортом. Железнодорожное сообщение будет ограничено в США: у нас и другие расстояния, чем в Европе. Воздушный транспорт эффективнее. А стоимость определяет все.

– А как же автомобили – любимое средство передвижения в США?

– Штаты – это, конечно, автомобильная страна. В 50-е гг. были построены скоростные дороги между штатами, и машины стали для людей важнее семей. Но именно благодаря автомобильному транспорту начали активно обживаться и развиваться пригородные территории города.

Впервые в Чикаго

Первое в мире колесо обозрения Ferris Wheel было построено американским инженером Джорджем Феррисом в Чикаго в преддверии всемирной выставки, которая проходила в 1893 г. Стальная конструкция диаметром 75 м весила более 1200 т, на ней было установлено 36 кабин, рассчитанных на 1440 человек. Первый небоскреб был построен в Чикаго в 1885 г. Это было здание страховой компании Home Insurance Company. Сначала здание было 10-этажным, позже были достроены еще два этажа, высота здания составила 55 м. Сейчас в Чикаго находится второй по высоте небоскреб в мире Willis Tower (110 этажей, 527 м), построенный в 1973 г. А самый высокий небоскреб высотой 818 м сейчас расположен в Дубае – Burj Dubai. Праздник 1 мая 1 мая 1886 г. в Чикаго состоялись забастовка и демонстрация рабочих, подавленные полицией. В знак памяти II Интернационал принял решение отмечать 1 мая как день международной солидарности трудящихся. Первые теледебаты В Чикаго в телестудии CBS состоялись первые теледебаты США, проходившие в прямом эфире между кандидатами на пост президента Джоном Кеннеди и Ричардом Никсоном 26 сентября 1960 г., которые предопределили победу Кеннеди. Развлечения В 1914 г. в Чикаго родилось музыкальное движение, получившее название «джаз». А в 1953 г. Хью Хефнер начал в Чикаго публикацию журнала Playboy. Первый выпуск продавался за 50 центов, и главной героиней была Мерилин Монро.

Родились в чикаго

Президент США Барак Обама родился в Чикаго. Он жил там с 1985 г. вплоть до переезда в Белый дом. В Чикаго родились кинематографист Уолт Дисней, писатель Эрнест Хемингуэй. Самая высокая из ныне живущих женщин – Сандра Элен Аллен ростом 2 м 32 см – родилась в Чикаго в 1955 г., а в 2004 г. в том же городе родилась самая маленькая девочка в мире – Румаиса весом всего 227 г. Жена президента Украины Виктора Ющенко Екатерина также родилась в Чикаго в семье украинских иммигрантов.