Вектор


На прошлой неделе «Трансаэро» и Austrian Airlines подписали соглашение о совместной эксплуатации (код-шерринг) маршрута Москва – Вена. К имеющимся двум ежедневным рейсам австрийской авиакомпании прибавится еще два – уже с «Трансаэро». Сотрудничество между перевозчиками этим, похоже, не ограничится. Austrian Airlines входит в международный авиаальянс Star Alliance, который давно ищет партнера в России. Skyteam в 2006 г. уговорила «Аэрофлот», Oneworld – «Сибирь» (дата вступления – 2010 г.). А Star Alliance не везет. В 2007 г. альянс подписал с «Эйрюнион» соглашение о начале процедуры вступления, но тот обанкротился. Теперь Star Alliance, видимо, выбрал другую тактику: прежде чем обсуждать сотрудничество в рамках глобального альянса, потенциальный кандидат должен быть проверен малыми проектами. У «Трансаэро» уже есть код-шерринговое соглашение с британской авиакомпанией Bmi, тоже членом Star Alliance. Сейчас – Austrian Airlines... Остается дождаться сотрудничества с Lufthansa. Для «Трансаэро» это будет означать: тест пройден.

«Мегафон» объявил о партнерстве с сетью «М.видео»: в ее гипермаркетах появятся специальные зоны обслуживания «Мегафона», где можно будет купить телефон, контракт, настроить услуги и т. д. Это не первый шаг «Мегафона» в сторону мобильной розницы, но самый заметный. Подобно МТС, «Мегафон» открывает монобрендовые салоны, но до масштабов конкурента ему далеко (у МТС 3100 точек продаж). Покупать розничные активы по примеру «Вымпелкома» (приобрел 49,9% «Евросети») «Мегафон» не стал, хотя предложения были. В итоге он пошел в сотовую розницу собственной дорогой, сделав ставку не на масштаб охвата (сервис-центры «Мегафона» появятся в 169 магазинах «М.видео» по всей стране), а на качество обслуживания посетителей. Абоненты, подключенные собственными салонами «Мегафона», приносят в 1,5 раза более высокий доход, чем пришедшие со стороны: продавцы убеждают их подключить больше услуг, рассказывал недавно «Ведомостям» гендиректор «Мегафона» Сергей Солдатенков.

В поисках партнера

Третий путь

Опять скидка?

Завтра в Москву собирается премьер Белоруссии Сергей Сидорский. Соседи просят новых льгот по газу: в 2010 г. Белоруссия хочет сохранить нынешние условия поставок, заявил в пятницу вице-премьер страны Владимир Семашко. Речь, конечно, о цене: сейчас у Белоруссии 20%-ная скидка к европейской цене, а в следующем году – всего 10%-ная. Цена вопроса – $500–700 млн. Позицию соседей можно понять: даже Россия будет выходить из кризиса два-три года, прогнозируют чиновники. Но Белоруссия сама подписала такой контракт в 2006 г. Потом с периодичностью раз в полгода хотела его поменять. Часто добивалась своего. Правда, на уровне устных договоренностей. И когда разразилась молочная война этим летом, «Газпром» тут же припомнил Минску долг почти в $240 млн: контракт-то не меняли. Когда война закончилась, прекратились и напоминания о долге. До следующей войны.

РЖД теряет Монголию

РЖД может лишиться доступа к одному из крупнейших месторождений меди и золота – монгольскому Оюу-Толгою, запасы которого оцениваются в 32 млн т меди и 8000 т золота. В мае этого года РЖД подписала с Монголией договор о создании СП, 50% в котором должна была получить российская железнодорожная монополия, а по 25% – Улан-Баторская железная дорога и «Эрденес МГЛ», владеющая лицензией на разработку Оюу-Толгоя и крупнейшего угольного месторождения Таван-Толгоя. Монгольская сторона собиралась внести в СП лицензии на разработку этих месторождений, а РЖД обязалась построить к ним железные дороги. Однако на прошлой неделе стало известно, что Монголия намерена заключить соглашение о разработке месторождения с канадской компанией Ivanhoe Mines и ее партнером Rio Tinto. Президент РЖД Владимир Якунин в курсе переговоров Монголии с канадцами, но пока, по его словам, никаких действий в связи с этим предпринимать не спешит. И, возможно, не зря – ведь еще в 2006 г. Оюу-Толгой был обещан той же Ivanhoe, однако через некоторое время монголы от своих обещаний отказались. Вполне может быть, что Монголия просто торгуется.