Маленькие истории: Микрореволюция


В начале 70-х гг. компания Philips приступила к разработке грандиозного проекта – лазерного видеодиска VLP, побочным продуктом которого должен был стать аудиодиск. Размер лазерных дисков совпадал с виниловыми, в считывающей системе использовались дорогостоящие газонаполненные лазеры, сами проигрыватели размерами напоминали мебель, стоили как небольшой автомобиль и были доступны очень богатым аудиофилам. К тому же на такой диск вмещалось более 10 часов музыки, что категорически не устраивало звукозаписывающие компании. Проект с треском провалился.

Для реанимации проекта был призван технический директор аудиоподразделения Philips Лу Оттенс, выводивший в 60-е гг. на рынок другое изобретение компании – магнитофонную кассету (Compact Cassette). Решения, принятые Оттенсом, позже вошли в классические учебники по маркетингу и носят название первого закона потребительской электроники: при массовом производстве имеет значение только стоимость конечного продукта, затраты на разработку, какими бы они ни были, несущественны. На совете директоров Оттенс потребовал увеличения штата и финансирования в сотни раз!

Будущий проигрыватель, по словам Оттенса, должен быть компактным, размер диска – в три раза меньше, а громоздкие газонаполненные лазеры заменены на полупроводниковые. Полупроводниковые лазеры были по тем временам полной экзотикой, и практически никто не воспринимал их всерьез – они работали всего пару секунд, после чего взрывались с оглушительным треском от перегрева. Однако доводы Оттенса были железными: «На изготовление полупроводниковых лазеров уходят крохи дешевых материалов. Их оптическая система требует капельку стекла. Там просто нечему стоить дорого!» Оттенс ограничил и стоимость нового проигрывателя – цена ни в коем случае не должна была превысить 150 гульденов (около 75 евро). Такая низкая цена для многих тогда казалась фантастикой, сейчас, спустя 35 лет, видно, что Оттенс ошибся на порядок: сегодня стоимость производства CD-плейеров не превышает 7 евро. Оттенс совершил настоящую микрореволюцию – электроника стала стремительно уменьшаться в размерах: сначала ее можно было поставить на стол, потом – носить в руках, позже – на поясе, ну а разыскать современный музыкальный плейер в дамской сумочке – уже проблема. Все стало маленьким не потому, что это удобно, а потому, что дешево – «крохи дешевых материалов не могут стоить дорого!» .