Нанопрививка для отрасли

Нанотехнологии в медицине позволяют создать препараты с новыми полезными свойствами – адресной доставкой в больной орган, малыми побочными эффектами и регулируемым временем действия. Но фармкомпаниям они интересны не только этим – можно наномодифицировать уже известное средство и получить на него новый патент

На недавнем заседании комиссии по развитию отечественной медицины и фармацевтики президент России Дмитрий Медведев обрушился с критикой в адрес отраслевых чиновников и предприятий. «Целостной стратегии по развитию фармацевтической индустрии и медицинской промышленности у нас сегодня нет, а предлагаемые проекты, даже при всей их важности, на стратегические не тянут», – заявил президент на выездном заседании в городе Покрове Владимирской области (цитата по «Интерфаксу»). «Наша промышленность в основном продолжает выпускать устаревшую однотипную номенклатуру и, как правило, импортные дженерики из закупаемых за рубежом субстанций», – сказал Дмитрий Медведев, отдельно подчеркнув, что «практически не ведется работа по созданию оригинальных препаратов и технологий, за редким исключением».

Что имел в виду президент, говоря о «редких исключениях», осталось за кадром, однако можно предположить, что среди прочего сюда можно отнести использование нанотехнологий в разработке современных препаратов и медицинской техники.

Наноконтейнеры, нановакцины и другие тонкости

Согласно оценкам исследовательской компании LuxResearch, в общемировом обороте продуктов, содержащих наночастицы либо основанных на использовании нанотехнологий, доля медицины и биотехнологий достигла в 2008 г. 10%, или $24 млрд. Отечественные фармкомпании в этой сфере пока не разглядишь и в электронный микроскоп (о чем говорит и Дмитрий Медведев), так как производят они по большей части лишь дженерики. Между тем в плане научных разработок Россия все еще сохраняет неплохой потенциал: по данным уже упомянутой LuxResearch, к концу 2007 г. Россия занимала шестое место в мире по числу научных публикаций, посвященных нанотехнологиям в целом (после США, Китая, Японии, Германии и Франции).

Одно из ключевых направлений развития нанотехнологий в фармакологии и медицине – создание нановакцин и адресная доставка лекарств. Согласно глобальному плану развития отрасли, составленному Европейской комиссией (Nanoroadmap Medical and Health, 2006), это направление в ближайшие годы ожидает бурный рост, а к 2015 г. эффективная адресная доставка лечебных препаратов станет массовой методикой, достигшей коммерческой стадии.

Основная идея адресной доставки состоит в том, чтобы создать такой контейнер наноразмера, который позволил бы упаковать лекарство и прогнозируемым способом доставить его в пораженную болезнью часть организма, а не просто распределить по всем органам и тканям.

Как отмечают эксперты LuxResearch, активные компоненты, входящие в состав лечебного препарата, могут стоить до нескольких тысяч долларов. Так, например, для экстракции одного грамма препарата паклитаксел, используемого для химиотерапии рака, требуется два полных ствола тисового дерева, стоимость которых достигает $5800. Управляемая доставка препарата позволяет уменьшить необходимые объемы активных веществ в несколько раз, а значит, понизить стоимость лекарства. Но самое главное достоинство так называемых наноформулированных лекарств – снижение негативных побочных эффектов. Тот же самый паклитаксел способен уничтожать активно делящиеся клетки, т. е. не только опухолевые, но и, например, клетки корней волос, что приводит к быстрому облысению. Если же доставлять препарат адресно – в пораженные участки тела, то этой проблемы можно избежать. Ключевая проблема технологии сегодня – управление перемещением введенных в организм микрокапсул с лекарством и возможность дистанционно менять проницаемость их оболочки (для высвобождения лекарства).

Адресная доставка препаратов вызывает интерес и у больших фармкомпаний. «Время лекарств-блокбастеров проходит – наступает время точечных терапевтических решений. Сегодня разработка одной инновационной молекулы, которая успешно пройдет клинические испытания, стоит до $1,5 млрд, а клинические испытания выдерживает только одна из 75 молекул-кандидатов, – рассказывает Татьяна Николенко, директор инфраструктурных программ «Роснано». – Использование нанотехнологий фармкомпаниями – это не только улучшение потребительских качеств лекарств, но и закрепление своих позиций на рынке. Так, не дожидаясь окончания патентной защиты препарата, предлагается контролируемый способ доставки того же лекарства, которое попадает уже прямо в больную клетку. Тем самым уменьшается суточная доза принимаемого лекарства и, конечно, снижаются нежелательные побочные эффекты».

В России разработкой нанокапсул занимаются в Саратовском государственном университете, ученые которого разработали новую методику введения в наноконтейнеры частиц магнетита и золота. Магнетит позволяет дистанционно управлять пространственным распределением микрокапсул с помощью магнитного поля, а золотые частички помогают следить за перемещениями вводимых капсул, а также дистанционно вскрывать их.

Другая интересная технология – доставка препарата за счет использования аэрозоля с наночастицами. Ученые из Сибирского отделения РАН и Новосибирского университета разработали генератор для производства наночастиц лекарства и провели эксперимент с мышами, чтобы оценить эффективность аэрозольной формы доставки препарата. Как оказалось, противовоспалительное лекарство в форме аэрозоля оказалось эффективнее, чем введенное в желудок, даже в том случае, когда аэрозольная доза была в миллион раз меньше.

Серьезный интерес тематика нанофармакологии вызывает у «Роснано». По статистике госкорпорации, в общем объеме производственных запросов на инвестиции доля наномедицины составляет около 15%. В общем объеме инвестированных «Роснано» средств доля медицины и биотехнологий составляет 8%.

«Роснано» уже проинвестировала крупный проект создания нановакцин против гриппа человека и гриппа птиц. Дело в том, что традиционный метод разработки вакцин предполагает получение образцов вируса от Всемирной организации здравоохранения, после чего создаются условия для размножения вируса, а затем убитые и дезактивированные вирусные частицы используются в качестве вакцины. НИИ эпидемиологии и микробиологии им. Гамалеи, НИИ гриппа РАМН и еще шесть крупных научных учреждений страны совместно разработали инновационную методику создания нановакцин и биопрепаратов, а реализовывать проект будет компания «НТфарма».

Средством доставки новых вакцин является обезвреженный, лишенный возможности размножаться аденовирус. В него встраиваются гены белков, с которыми нужно «познакомить» иммунную систему организма. Аденовирусы проникают в организм, генетический фрагмент попадает в клетки, после чего клетки начинают вырабатывать нужный белок. Основная идея в том, что для производства такой нановакцины не требуется получать образцы вирусов, а достаточно лишь знать необходимые генетические последовательности. «Срок разработки вакцин сокращается с трех месяцев до одного, – говорит один из авторов проекта – Борис Народицкий, заместитель директора НИИ им. Гамалеи по науке. – Это актуально для создания вакцин против новых пандемичных вирусов гриппа». Кроме того, для введения новых вакцин не нужны уколы – их можно просто закапывать в нос. Проектная мощность выпуска, которую прогнозирует «Роснано», – до 10 млн упаковок в год, выход производства на этот уровень ожидается в конце 2012 г. «Общая стоимость проекта составляет около 1,5 млрд руб., из которых госкорпорация вносит 1,3 млрд руб., – говорит управляющий директор «Роснано» Ольга Шпичко. – Проект ориентирован прежде всего на потребности российского рынка, а также рынок стран СНГ».

Рустам Атауллаханов, бенефициар компании «НТфарма», рассчитывает как на коммерческие продажи нановакцин и нанобиопрепаратов, так и на государственный заказ. Доля отечественных фармпроизводителей в этих программах в последние годы сокращается. По данным Росздравнадзора, в государственных программах по обеспечению необходимыми лекарственными средствами и в госпитальных закупках она уменьшилась с 18–20% в 2005 г. до 5% в 2009. «Наше предложение будет конкурентоспособно как по качеству, так и по цене, – уверен Атауллаханов. – При прочих равных условиях в государственных аукционах выигрывает тот, у кого цена ниже».

На мировом рынке в этом сегменте ожидается острая конкуренция. Так, французский фармгигант Sanofi Pasteur уже зарабатывает на продаже вакцин от гриппа свыше $1 млрд и активно инвестирует в разработку новых препаратов. Активны на этом рынке и швейцарская Novartis, и британская GlaxoSmithKline.

В российском венчурном сообществе в коммерческий потенциал нанотехнологий в медицине и биотехнологии верят не все. «В области нанотехнологий знания пока лишь только накапливаются, до их коммерческого воплощения еще далеко, – уверен Александр Галицкий, глава венчурного фонда Almaz Capital. – Поэтому в проекты в данной области инвестируют по большей части научно-исследовательские институты либо специальные национальные программы. Достаточного количества реальных бизнес-приложений я пока не вижу». «Венчурные компании проявляют интерес к нанотехнологиям в медицине, но предпочитают пока не рисковать», – соглашается директор компании «Трекпор технолоджи» Вячеслав Терентьев.