Геннадий Козовой: "Александр Абрамов всегда спрашивает

Долгосрочные контракты – признак стабильной экономики, но пока угольщики договариваются с потребителями поквартально. Козовой рассказал, как вырастут цены на уголь до конца года
М.Стулов

1978

начал работать на шахте «Распадская»

1993

генеральный директор ЗАО «Распадская»

2003

гендиректор Распадской угольной компании (управляет ОАО «Распадская»)

«Распадская»

угольный холдинг. Выручка (первое полугодие 2009 г., МСФО) – $148 млн. Чистый убыток – $11 млн. Акционеры: 80% акций – у Corber Enterprises (в ней 50% – у Evraz Group и 50% – у Козового и председателя совета директоров «Распадской» Александра Вагина). Капитализация – $3,076 млрд. В ноябре 2006 г. «Распадская» провела IPO. Основные акционеры продали инвесторам 20% акций. При размещении компания была оценена в $1,7 млрд.

Геннадий Козовой в угольной отрасли уже более 30 лет, но ему до сих пор не надоело. Гендиректор «Распадской» раз в неделю спускается в шахту, чтобы проверить, что все идет как надо. Такой режим ручного управления дает свои результаты. Компания очень осторожно выбирала, куда ей инвестировать прибыль, не делала крупных покупок. Поэтому у нее очень низкий уровень долга. И даже в худшее для отрасли первое полугодие 2009 г. рентабельность «Распадской» по EBITDA составила 43%. Секрет Козового прост: грамотное снижение издержек. Сейчас «Распадская» уже вышла на докризисные объемы добычи и повышает цены.

– Вы наверняка хорошо помните прошлую осень. Видели ли вы предпосылки для такого глубокого кризиса?

– Конечно, помню. Я даже могу вам назвать день, когда для нас все началось, – 15 октября. Именно тогда металлурги нам прислали письма с уведомлением: просьба уголь не отгружать из-за резкого спада производства стали. У многих из них металл стоял в портах и не отгружался. Но я сначала не поверил, что все будет так плохо. Конечно, мы ждали спада на рынке. Ведь во II квартале 2008 г. цены на уголь взлетели так высоко, как никогда прежде. Я за 30 лет своей работы в угольной отрасли такого не помню. После такого скачка неизбежен спад, но мы думали, что он не наступит так скоро. У всех была эйфория. Ведь впервые у угольщиков появилась возможность серьезно модернизировать производство. «Распадская» в 2008 г. увеличила инвестиции в 2 раза до $286 млн, при этом добыча ежегодно в течение 5–6 лет наращивалась на 10% в год. И вдруг – кризис. Масштабы кризиса мною были осознаны при посещении Магнитогорского меткомбината 19 октября – в это время останавливались домны и сокращалось производство стали.

– Много ушло времени на то, чтобы перестроиться под новые реалии?

– Неделя. 21 октября я провел сменные собрания со всеми предприятиями, на которых была доведена сложившаяся сложная ситуация и намечены антикризисные меры. Даже было сложно предположить, что к ноябрю спрос упадет в 5 раз, а от летних цен останется лишь четверть. Ведь если до этого мы производили 750 000–800 000 т концентрата в месяц, то в ноябре объемы упали до 150 000 т. Весь IV квартал 2008 г. объемы поставок согласовывались с металлургами еженедельно, цена ежемесячно менялась в сторону уменьшения. Чтобы выжить, необходимо было срочно снижать издержки и искать новые рынки сбыта.

Это был не первый мой кризис – были трудности 90-х гг. и кризис 1998 г. Но тогда был финансовый кризис, производство не стояло и было куда сбывать продукцию. На этот раз кризис резко снизил спрос, что привело как к производственному, так и к финансовому падению.

В «Распадской» был создан антикризисный комитет, и я лично взял в свои руки контроль над всеми финансовыми потоками. Директора предприятий еженедельно подводили итоги, а в целом по компании – один раз в месяц. В итоге по сравнению с первым полугодием прошлого года мы издержки производства снизили на 13%.

– Когда было труднее – осенью 2008 г. или 1998 г.?

– Трудно сравнивать. Как я уже сказал, тогда был рынок, но не было достаточно финансовых средств. Сложность 1998 г. для нас состояла в нашем кредите на $57 млн, взятом на покупку оборудования. Рубль упал в 4 раза, цена на уголь – в 3. Платить по кредиту было нечем. Но модернизация производства и объемы продаж позволили в течение двух лет выйти из сложной ситуации. В 2008 г. кризис приобрел глобальный характер. Сейчас спасала подушка безопасности, которую мы скопили за предыдущие годы.

– А на этот раз, если спрос исчез так внезапно, у вас, наверное, большие запасы скопились?

– Нет. Мы не накапливали уголь на складах, старались лишнего не добывать. Чем больше складов, тем ниже качество угля. Быстро свернули добычу, насколько это было возможно. Проходку горно-капитальных выработок на подземных работах и вскрышу на открытых работах не бросили, хотя и сократили. Ведь если шахту остановишь, ее потом будет очень трудно запустить.

– За счет чего еще снижали издержки?

– Была резко сокращена инвестпрограмма, практически остановлены все объекты строительства, кроме шахты «Распадская-Коксовая» и реконструкции вентилятора главного проветривания. Потом мы пересмотрели цены по закупке материалов и оборудования, в некоторых случаях они были снижены на 25%. Также велись переговоры с поставщиками оборудования по значительному снижению цены. Прекратили прием новых работников в компанию, сокращения действующих не проводили. Я понимал, что терять людей нельзя, ведь кризис закончится, а коллектив потом не соберешь. Также все работники, включая меня и топ-менеджеров, были переведены на четырехдневную рабочую неделю, т. е. сокращенное рабочее время. Вернулись к полной рабочей неделе только в августе 2009 г.

– Металлурги на вас в конце прошлого года давили по поводу снижения цен? Или вы сами согласились?

– Еще как давили. Они вообще хотели, чтобы мы цену опустили ниже 1300 руб. за 1 т. Угольные компании даже в ФАС обращались по поводу низкой цены, которая для многих была ниже себестоимости. В IV квартале прошлого года четыре раза снижались цены. Деваться было некуда. Все понимали, что надо идти на компромиссы с металлургами и выживать вместе.

– Правительство вам ничем так и не помогло? Было же несколько совещаний по ситуации в отрасли, которые вроде бы ничем не закончились.

– Правительство очень быстро отреагировало на ситуацию. Уже 3 ноября руководителей российских угольных компаний принял вице-премьер Игорь Сечин, а потом и министр энергетики Сергей Шматко. Задача была как-то поддержать шахты, чтобы люди не остались без работы, и в правительстве отреагировали быстро. Уже 21 декабря Сечин совместно с губернатором области Аманом Тулеевым провели выездное совещание в Кемерове. На этих совещаниях с участием угольщиков, металлургов, железнодорожников, руководителей всех профильных ведомств были приняты меры по стабилизации обстановки в условиях кризиса. Основные угольные компании включили в список системообразующих предприятий, кому было необходимо – выдали госгарантии для рефинансирования кредитов. Что касается «Распадской», то необходимости таких гарантий не было, так как возврат крупного облигационного займа компании в $300 млн наступает в 2012 г.

– Кредитов вы не берете?

– У нас достаточно кредитных ресурсов. Берем столько, сколько готовы обслуживать, и для расширения бизнеса.

– Сейчас ситуация в отрасли нормализовалась. Насколько вы увеличили добычу?

– «Распадская» вернулась на докризисный уровень в 750 000–800 000 т концентрата в месяц. На IV квартал 2009 г. все объемы уже законтрактовали. На рынке сейчас сложился дефицит угля.

– Цены поднимать намного будете?

– Для IV квартала на внутреннем рынке они составляют 2700 руб. за 1 т концентрата на станции отправления (это в 1,5 раза больше, чем в III квартале. – «Ведомости»). Я считаю, это справедливо, так как цены на металл весь III квартал 2009 г. значительно росли, а цены на уголь сохранялись на низком уровне все девять месяцев, что привело к убыткам.

– Экспортные рынки в начале кризиса тоже закрылись. Сейчас стало легче?

– Для «Распадской» проблема заключалась в том, что в 2008 г. у нас экспорт был только на Украину. А украинские меткомбинаты из-за кризиса пять месяцев не покупали угольный концентрат. А в Юго-Восточную Азию мы поставляли очень незначительные объемы. Приоритетом для нас всегда был внутренний рынок, от этого мы и пострадали. Сейчас доля экспорта составляет от 30% до 40% нашего сбыта, что является стабилизирующим фактором для производства.

– Кому уголь на экспорт поставляете?

– В западном направлении это основные металлургические предприятия Украины, а также ArcelorMittal. В восточном направлении поставляем в Японию (JFE Holding), Корею (POSCO), Китай.

– Всем им вы до сих пор грузите уголь по себестоимости?

– Нет. Трем поставляем по рыночным ценам, двум допоставим до конца года по ценам, которые были заключены в период минимального спроса российских металлургов, но выше себестоимости. Заключение данных контрактов позволило нам не остановить производство.

– А структура клиентов в России изменилась?

– Поставляем на все основные металлургические и коксохимические предприятия. Среди клиентов произошло перераспределение с увеличением доли таких компаний, как кемеровский «Коксохим», «Уральская сталь», «Мечел».

– От длинных контрактов вы вообще отказались?

– Длинные контракты – признак стабильной экономики, а мы весь год жили как на войне. Так что длинные контракты, несмотря на то что некоторые из них у нас подписаны до 2011 г., сейчас практически не действуют. В настоящее время контракты подписываются и по объемам, и по ценам на один квартал.

– А в будущем ценообразование, с вашей точки зрения, должно проходить по длинным контрактам? Ну не в привязке же к австралийским ценам, как ФАС раньше предлагала?

– Цены должен формировать рынок. ФАС в прошлом году наказала несколько компаний, в том числе и нас. Я считаю, что для «Распадской» это было несправедливо. Ведь мы тогда отгрузили на 17% больше своих годовых контрактов из-за дополнительных запросов российских металлургов и цены на уголь росли только [вслед] за ценой металла, который стал стоить дороже $1200 за 1 т. В связи с этим оборудование, которое мы покупали для поддержания и модернизации шахт, стало в 2–3 раза дороже. Угольные компании еще весной этого года предупреждали, что низкая цена угольного концентрата приведет к снижению производства, так как нечем будет финансировать подготовку лав для добычи.

– Цены на уголь в среднесрочной перспективе останутся на нынешнем уровне или будут расти?

– Трудно предсказывать. Мое мнение – что расти они будут из-за возобновления в регионах мира спроса на сталь. Мы же сегодня живем по средствам – сколько заработали, столько и можем потратить.

– Ваш партнер по «Распадской» – Evraz Group встретила кризис с большим долгом. Слухи о том, что они могут продать долю в «Распадской», чтобы погасить часть кредитов, ходят постоянно. У вас – преимущественное право выкупа их пакета. Вы такую сделку не готовите?

– Мы работаем [вместе] уже более пяти лет и чувствуем себя с Evraz Group как партнером «Распадской» комфортно. Evraz считает долю в «Распадской» портфельной инвестицией. [Совладелец Evraz] Александр Абрамов, когда на совет директоров приходит, всегда сразу спрашивает: «Дивиденды будут?» (Смеется.) Что касается пакета акций, то таких предложений не поступало, а слухи я не обсуждаю.

– Вы, похоже, вообще против того, чтобы «Распадская» с кем-либо объединялась?

– Два года назад мы обсуждали с партнерами вопрос объединения с «Южкузбассуглем». Идея, в принципе, была правильная – была бы создана крупнейшая компания по добыче коксующегося угля всех марок. Мы просто не договорились с Evraz по цене.

– А дивиденды-то правда будут? Или вы какое-то время решили их не платить вообще?

– Почему [нет], заработаем – будут. В первом полугодии не заработали же. Но если будет прибыль, мы обязательно будем делиться ею с инвесторами.

– Кстати, про инвесторов. Вы IPO провели в 2006 г. И если честно, непонятно, зачем оно вам было нужно. Конкуренты выходили на рынки с прицелом на сделки по слияниям и поглощениям и для этого хотели получить рыночную оценку компаниям. А вам что IPO дало?

– Во-первых, важно знать рыночную оценку компании, что было одним из главных стимулов. Во-вторых, публичный статус компании повышает ответственность всех сотрудников, заставляет профессионально расти и соответствовать международным стандартам.

– Вы хотите сказать, что IPO вам было нужно только для повышения самоконтроля?

– Не только. Для «Распадской» также было важно получить прямой доступ к кредитам без залогов, так как подземная добыча требует постоянных инвестиций. Можно привести пример, когда компания размещала евробонды на $300 млн: в течение недели набралось заявок в 5 раз больше, чем требовалось. Я просто написал банкирам на листке бумаги, что готов занять не больше этой суммы и не выше чем под 7,5%, расписался и пошел пить пиво. (Улыбается.) А через три часа еврооблигации «Распадской» начали торговаться на Лондонской бирже. Ну и, конечно, немаловажно в части дивидендов. В течение почти 15 лет компания не выплачивала акционерам дивиденды, а все средства направляла на развитие. Первые дивиденды уже выплачены. Как известно, в период кризиса совет директоров принял решение о выплате не менее 25% чистой прибыли, и сейчас это большая ответственность перед инвесторами.

– А планов расширить свой бизнес за счет покупки других компаний никогда не было?

– Почему? Мы на многие активы смотрели и не исключаем это в будущем. Но у нас высокая планка. Приобретаемый актив должен повышать капитализацию бизнеса и быть эффективным. Но таких компаний очень мало либо они не продаются.

– А на что смотрели?

– В прошлом году мы присматривались к активу в США. Но до покупки дело не дошло – качество угольных запасов не соответствовало нашим стандартам и издержки были высоки.

– Правительство хочет ввести для угольных компаний новую схему расчета НДПИ. Для коксующегося угля предлагается ставка 50 руб. за 1 т плюс коэффициенты в зависимости от качества месторождения. Как вы к этому относитесь?

– В России добыча коксующегося угля сопряжена с высоким выделением метана, что требует дополнительных вложений на дегазацию пластов и системы безопасности. Качество угольных пластов и глубина отработки везде разные. Поэтому затраты на решение проблем метана и геологии для разных месторождений, шахт, предприятий различны. Я считаю, что у государства подход в этом направлении верный, а детали изменения налогового законодательства и варианты выравнивания затрат подземной добычи надо обсуждать в широком кругу, с участием угольных компаний.

– Насколько ваши затраты на НДПИ вырастут?

– Существенно, но величина будет зависеть от того, как будут учитываться горногеологические факторы.

– У вас свои предложения по налогам есть?

– Как я уже говорил, эксплуатация шахт требует постоянных капитальных затрат. А строительство новой шахты занимает сейчас не менее четырех лет. Считаю, что на период окупаемости проектов угольщикам нужно давать льготы. Так было в 90-е гг.: тогда 50% чистой прибыли от налогов освобождали на период строительства.

– Вы делали правительству такое предложение?

– Да, но, к сожалению, угольное лобби у нас в стране слабое. Видимо, потому что у нас мало людей в Думу избирается. (Улыбается.)

– А вы сами не хотите этим заняться?

– Нет, это не мое.

– Вы от оперативного управления компанией никогда не отходили. Не доверяете менеджменту?

– Почему, доверяю. Я просто считаю, что если ты управляешь компанией, то надо управлять ею на месте, а, к примеру, не с Сейшельских островов.

– На себя время остается?

– Конечно, вот сегодня, к примеру, я встал в 4 утра. А если серьезно, то именно потому, что у нас очень профессиональный менеджмент, время остается. Я, как нормальный человек, бываю в отпуске. Играю в большой теннис, катаюсь на горных лыжах, иногда бываю на рыбалке.

– Вы рыбу с акционерами Evraz ловите?

– Бывает – и вместе, и без. Но всех увлек рыбалкой Абрамов.

– А вы в исследовании ДНК тайменя по чешуе, которое Абрамов проводил, тоже участвуете?

– Да, мы ловим тайменей, проводим исследование на ДНК и отпускаем их. Мой самый крупный улов в прошлом году – таймень весом 26 кг.

Козовой о кадровой политике

Гендиректор «Распадской» не считает себя строгим начальником. «Я добрый и справедливый. У меня демократичный стиль управления. Планерку провожу всего раз в неделю и стараюсь не беспокоить подчиненных по пустякам. Если я директору шахты буду звонить каждые пять минут и узнавать, что он делает, это же производственному процессу не поможет. Спрашиваю за результат», – рассказывает он. Менеджмент «Распадская» мотивирует бонусами. «Отменять их в этом году не будем. Но определить вклад того или иного сотрудника в общее дело бывает трудно. Если директору поставить цель только прибыль зарабатывать, то он может тебе два года показывать суперрезультаты, а потом пять лет ты это будешь расхлебывать. Я убежден, что платить нужно 2/3 – за квалификацию, 1/3 – за интенсивность труда».

Только уголь

Летом компания «Зерно Сибири» объявила о намерении построить две фермы в Кемеровской области. По утверждениям местных СМИ, компания принадлежит Козовому. На вопрос об этом он ответил уклончиво: «Небольшой бизнес есть у моих детей. А для меня основное – это все же «Распадская». Я живу в Междуреченске, постоянно хожу в шахты, занимаюсь стратегией развития компании, и у меня нет времени на другое».