Вектор


Центробанк предупреждает

Центробанк выпустил «Памятку по безопасному использованию банковских карт». Часть правил – например, прикрывать рукой клавиатуру банкомата при наборе пин-кода – большинство уже выучили, но для выполнения других многим придется менять привычки. «Требуйте проведения операций с банковской картой только в вашем присутствии», – советует ЦБ. Это значит, что, расплачиваясь картой в ресторане, придется пройтись вместе с официантом либо просить его принести pos-терминал к столику. «При использовании карты для оплаты товаров и услуг кассир может потребовать от владельца предоставить паспорт», – продолжает ЦБ. И несмотря на то что платежные системы разрешают проводить без паспорта операции по картам на небольшие суммы (до 1500 руб.), возможно, владельцам карт придется чаще доставать паспорт в магазинах. Для интернет-покупок ЦБ рекомендует завести отдельную карту с небольшим лимитом, которую нельзя использовать для расчетов в торговой точке. Но главная привычка – при малейшем подозрении, что карта утрачена или скомпрометирована, немедленно сообщать в банк. Пока это не сделано, банк не обязан возмещать средства, которые сняли с вашей карты мошенники, пишет ЦБ.

Не до ремонта

Федеральная антимонопольная служба (ФАС) 2 октября потребовала от нефтяных компаний до 5 октября представить объяснения «по факту поддержания и неснижения цен оптовой реализации нефтепродуктов в августе – сентябре», а также о мерах, принимаемых «для приведения цен к рыночному уровню». Единственный, кто публично ответил блюстителям конкуренции, – «Лукойл», объяснив это «многочисленными запросами СМИ». В пресс-релизе компании сказано, что во избежание дефицита нефтепродуктов она переносит плановые ремонты на своих НПЗ с сентября на ноябрь, а с 1 октября снижает отпускные цены на бензин на 400–500 руб./т, но принцип формирования внутренних цен на уровне экспортных (на чем настаивает ФАС, сейчас внутренние выше. – «Ведомости») приведет к убыточности большинства НПЗ и сокращению производства нефтепродуктов в России.

Ничего героического в снижении цен нет: по данным ИАЦ «Кортес», только за последнюю неделю сентября они снизились в среднем на 521–716 руб./т. Но нервную реакцию «Лукойла» понять можно. Он больше всех российских компаний инвестировал в модернизацию НПЗ, чтобы они выпускали топливо европейского качества. Стремление ФАС регулировать цены заставляет усомниться, что эти траты окупятся. Энергетикам, железнодорожникам, «Транснефти» государство компенсирует часть расходов на инвестпрограммы повышением тарифов. Иное дело – нефтяники. Вероятно, поэтому они не торопятся реконструировать свои НПЗ, а качество российского бензина далеко от европейского.