Бастрыкина просят разобраться с "изобретателем" амортизаторов

Зарубежные производители и российские продавцы автозапчастей устали бороться с Олегом Тихоненко, обвиняющим компании в использовании его изобретений. Коммерсанты пожаловались на изобретателя в Следственный комитет при прокуратуре (СКП)

Несколько производителей и крупных оптовых продавцов комплектующих (см. врез) 23 сентября написали письмо председателю СКП Александру Бастрыкину. Они жалуются на действия Олега Тихоненко. Тот в 2008 г. получил три патента на так называемые «полезные модели» амортизаторов – по сути, это усовершенствование уже существующих конструкций. А затем, как говорится в письме (копия есть у «Ведомостей», см. www.vedomosti.ru), изобретатель стал требовать от компаний-производителей и их дистрибуторов выкупить «лицензии, стоимость которых определяется в 30–50 млн евро». В случае отказа он угрожал «прекратить продажи амортизаторов в России».

Компании не стали выкупать у Тихоненко лицензии. Изобретатель же пожаловался в УБЭП. «На основании его заявлений сотрудники милиции опечатывают склады, проводят контрольные закупки, тем самым парализуя работу добросовестных компаний», – говорится в письме. Так, весной милиционеры возбудили два административных дела: в отношении компании «Рпартс» – дистрибутора Kyb и подмосковного филиала новосибирской компании «Авторейд», торговавшей амортизаторами Bilstein и ZF. Руководитель «Адак» Алексей Пёвхёнен сетует, что в результате деятельность «Рпартс» была заблокирована на две недели, компания недосчиталась выручки за этот срок. Летом Замоскворецкий суд Москвы оштрафовал на 10 000 руб. начальника склада компании «Рпартс», а Мосгорсуд оставил это решение в силе.

Сейчас Тихоненко принуждает производителей и дистрибуторов к сделке, угрожая в противном случае возбуждением уголовного дела, говорится в письме.

У Тихоненко другая версия. Он рассказывал «Ведомостям», что усилил демпфирующие свойства амортизаторов, за счет чего они лучше «держат на пробой». Получив патент, Тихоненко, по собственным словам, обратился в 49 компаний – производителей и дистрибуторов импортных амортизаторов с требованием прекратить использовать его изобретение. Не получив ответа, он стал настаивать на заключении лицензионного соглашения или выкупе изобретения. Вновь не найдя понимания, Тихоненко пожаловался на нарушение своих прав в правоохранительные органы, и сотрудники разных ОБЭП пришли с проверками в компании Москвы, Подмосковья и Омска.

Тихоненко говорит, что не обсуждал с компаниями размер возможных отступных. А обдумывать условия лицензионного соглашения он начнет после того, как производители пойдут с ним на контакт. В мировой практике лицензионные платежи в отрасли составляют 3–7% от оборота компании, продолжает он.

Kyb Europe платить не собирается: в ноябре компания попытается оспорить патенты, выданные Тихоненко, в Палате по патентным спорам, рассказал «Ведомостям» руководитель представительства Андрей Мельников. Экспертиза, проведенная в научном центре по автомобилестроению НАМИ, показала, что в амортизаторах Kyb и ZF не используются полезные модели Тихоненко, написано в обращении к Бастрыкину.

Тихоненко обещает не инициировать новые визиты сотрудников правоохранительных органов в торговые компании до решения Палаты по патентным спорам, равно как и не просить Федеральную таможенную службу запретить ввоз в Россию 15 наименований продукции Kayaba. «Я понимаю, что подобное решение нанесет удар по положению компании, и надеюсь договориться без таких жестких мер», – сказал он.

Производителям и дистрибуторам с одной стороны и Тихоненко – с другой есть что делить. По данным «Автостата», объем рынка автомобильных комплектующих в России составляет около $20 млрд в год.

Амортизаторы – это только начало: Тихоненко зарегистрировал патенты полезных моделей тормозных колодок, шаровых опор, написано в обращении к Бастрыкину. Согласно базе Роспатента Тихоненко с осени 2008 г. является правообладателем патентов полезных моделей тормозной колодки и шаровой опоры.

Представитель СКП от комментариев отказался. Но сотрудник комитета сообщил «Ведомостям», что письмо передано для доследственной проверки в управление СКП по Москве.