Шанс для гостиницы

Новые точки роста для сегмента гостиничной недвижимости обсуждали участники третьего бизнес-собрания, которое «Ведомости-Недвижимость» провела 28 сентября 2009 г.

Прежде не более чем довесок в концепциях многофункциональных комплексов, в кризис гостиничные проекты выглядят гораздо более привлекательными и надежными для бизнеса. Речь, конечно, не о переоцененных проектах, а о вполне «приземленных» недорогих отелях.

Людмила Митяева, гендиректор CHC International:

– Стоит обратить внимание на места, где когда-нибудь могут быть игорные зоны. Например, в Калининграде у нас есть проект, по которому практически подписали соглашение с иностранной УК. И тут владелец начал задумываться: а нужен ли ему этот отель? Деньги вроде бы есть, и желание построить объект есть. Но нет уверенности, что будут необходимые коммуникации, инфраструктура, что аэропорт приведут в хорошее состояние.

Ольга Широкова, директор департамента консалтинга Blackwood:

– Два года назад все радостно обсуждали перспективы Сочи. Сейчас нашли новую игрушку – игорные зоны. Понятно, что инвесторы рассчитывали, что государство тоже будет как-то участвовать в их развитии. Ни один девелопер не потянет обновления той инфраструктуры, в которую не вкладывали последние 30–40 лет и без которой гостиничные объекты в регионе не окупятся и за 100 лет. Но сейчас у государства есть более насущные проблемы.

Ниша, которая будет развиваться, – это особые экономические зоны курортно-рекреационного типа. Например, на базе санаториев Кавказских Минеральных Вод. Кризисный год показал: при потерях Сочи, Геленджика и других курортов самого разного уровня лечебные курорты своих клиентов не потеряли.

Кирилл Иртюга, гендиректор «РосИнвестОтеля»:

– В Краснодарском крае, в регионе Кавказских Минеральных Вод (курорты Кисловодск, Железноводск, Пятигорск), можно уйти от сезонности, получать высокий процент загрузки, если делать комплексы с лечением и оздоровлением. Надеюсь, в 2010 г. мы сможем найти проект в этом регионе. Хотя это сложно. Структура собственности на объекты так запутана, что проще построить объект с нуля, чем заниматься реновацией.

Филипп Брисбуа, операционный директор IFK Hotel Management:

– По нашему опыту в регионах зачастую все упирается в то, насколько у собственника проекта, площадки налажен контакт с администрацией и решены вопросы финансирования. Редко когда область способна помочь таким проектам, хотя в Ярославской области удалось утвердить с Внешэкономбанком соответствующую программу. Калуга также формирует программы содействия гостиничному бизнесу.

В Калужской области с населением 350000 человек работает и развивается большое количество производств, но на весь регион всего 534 гостиничных номера. Там какую гостиницу ни поставь – большую, маленькую, дорогую, дешевую, – она будет уместна. В России отсутствуют качественные гостиницы категории «3 звезды». Это одно из приоритетных и перспективных направлений развития в любом городе.

Алла Панарина, гендиректор гостиницы «Будапешт»:

– Гостиницы вообще более стабильный и надежный в кризис бизнес, нежели рынок офисов. Цены на номера в рублях остались на уровне прошлого года, и средний процент загрузки, несмотря на провальные январь – февраль, – около 70–75%. Кризис научил, что лучше снизить цену до уровня окупаемости постоянных затрат, поддерживая качество услуг. Так, отели «4 звезды» упали в цене, и 3-звездочные гостиницы уже не могут с ними конкурировать.

Владимир Поддубко, директор гостиничных проектов УК «Уникор»:

– В 2005 г., когда начинали проект на Тверской (бывшая гостиница «Центральная», сейчас – «Интерконтиненталь»), была одна экономика, сейчас ситуация изменилась. В кризис падение в гостиничном сегменте составило не более 20%, офисы просели сильнее, торговые центры – еще серьезнее. Сейчас гостиницы реально вытягивают многофункциональные проекты.

Дмитрий Богданов, директор департамента развития Azimut Hotels Company:

– Мы ориентируемся на бизнес-туристов, и наши объекты на территории России изначально приобретались с учетом того, есть ли в регионе промышленное производство.

Сейчас ведем несколько переговоров в регионах по проектам, связанным с перепрофилированием офисных зданий (зачастую уже подведенных под крышу) в гостиницы. В этих случаях можно делать совершенно нормальные отели. Хуже, когда владелец на 75% завершил строительство, идет отделка и он ищет управляющую компанию в региональную гостиницу с номерами по 120 кв. м. Такой вот «памятник себе». Здесь нечем управлять.

Александр Поляков, замгендиректора «Интурист Отель Групп»:

– Многие собственники представляют себе гостиничный бизнес по сериалу «Отель «Вавилон», не понимая, как он в действительности работает: что окупаемости в три года не бывает, в лучшем случае – 7–8 лет, что надо ориентироваться на разумные цифры загрузки и понимать, кто именно в этот отель приедет.

Объектов для российских клиентов среднего уровня в регионах, например на Алтае, просто нет, их нужно строить. Нам, как управляющей компании, интересны какие-то регионы, но, пока там не будет хорошего девелопмента и людей, готовых вложить деньги, мы, наверное, будем ждать.

Хорошие перспективы у Золотого кольца России, при условии что туроператоры будут работать с этими городами правильно, продвигать их. Возможности гостиничных операторов в этом смысле ограниченны. Интересен Петрозаводск (у нас там есть отель), но номерной фонд в городе устаревший, а новые гостиницы, к сожалению, не строят, объектов или инвесторов там найти не можем.

Даррен Бланчард, первый директор по развитию бизнеса The Rezidor Hotel Group:

– Не так давно в городах Золотого кольца и Восточной Украины я смотрел несколько недостроенных офисных зданий, которые предполагалось конвертировать в гостиницы. Я видел один проект, из которого можно сделать хорошую гостиницу, но это скорее редкость.

Города Золотого кольца России сочетают в себе возможности для делового и рекреационного туризма. Например, в Ярославле все гостиницы были заполнены.

В России вообще заметна глобальная нехватка гостиничных объектов. Поэтому средние и долгосрочные перспективы для гостиничного бизнеса хорошие.