Полис от кризиса

В кризис граждане и компании стали аккуратнее относиться к большинству трат, в том числе и к покупке страховых полисов. Это спровоцировало всплеск маркетинговой активности у страховщиков, а многие скатились на демпинг

«Ингосстрах» выпустил продукт, адресованный клиентам компаний, у которых отозвана или приостановлена лицензия, а также тем, кто сомневается в надежности выбранного страховщика, рассказывает директор департамента комплексного страхования «Ингосстраха» Виталий Княгиничев. Клиенту достаточно заключить с «Ингосстрахом» договор автокаско, и по стоимости годового полиса он получит страховые услуги на больший срок, который рассчитывается индивидуально. Похожий продукт есть и у компании «Цюрих. Ритейл».

Рынок сжался, падение сборов страховщиков (на 9% до 225,4 млрд руб.) усугубилось ростом выплат (на 30% до 108,8 млрд руб.), признал на подведении итогов полугодия руководитель Федеральной службы страхового надзора Александр Коваль. Итоги девяти месяцев 2009 г. страхнадзор еще не подводил. «Падение рынка происходит в связи с вынужденной экономией гражданами и предпринимателями расходов на страхование», – констатирует президент Всероссийского союза страховщиков Андрей Кигим.

Поделились убытком

Страховщики осознали, что привлечь новых клиентов, по возможности не теряя старых, они смогут, предложив скидки или дополнительные сервисные опции. Весной и летом компании одна за другой объявляли о запуске антикризисных страховых программ. Наиболее распространенный пример: полисы каско с франшизой – ограниченной невозмещаемой суммой убытка, из-за чего страховка становится дешевле.

Благодаря применению безусловной франшизы в размере 2% стоимости машины (но не менее 25 000 руб.) автомобиль, цена которого не превышает $30 000, можно застраховать в среднем на 55% дешевле, чем по каско с полным покрытием, рассказывает директор департамента маркетинга «Росно» Малика Кулаева. Объемы продаж оказались небольшие, но продукт стал локомотивом рекламной кампании, рассказывает Кулаева: прирост по продажам стандартного каско относительно средних продаж за месяц составил порядка 20%.

«Макс» тоже ввел несколько франшизных программ, а также продуктов, когда при наступлении страхового случая клиент сам решает, заявлять мелкие убытки или нет. «Мы предложили программы, позволяющие защитить имущество от крупных убытков, являющихся критичными для клиентов в период кризиса», – говорит директор дирекции развития страхования «Макса» Светлана Гусар. Падение продаж по кредитным машинам – общая беда, поэтому кроме новых авто «Макс» ориентируется на автомобили двух-пяти лет страхования, добавляет она.

Полис за полцены продвигало, к примеру, «Альфастрахование». Автовладелец страхует машину на случай угона или полной гибели, а если авто в результате аварии получает повреждение, клиент выбирает: либо отремонтировать автомобиль собственными силами (если повреждение незначительное), либо доплатить оставшиеся 50% цены полиса для получения полного возмещения по страховке. Если в прошлом году «Альфакаско 50*50» не пользовалось острым спросом, то именно в кризис продукт стал востребованным, признает успешный ход коллег топ-менеджер компании-конкурента «Альфы». Сейчас в портфелях «Альфастрахования» в некоторых регионах на премии по «Альфакаско 50*50» приходится 30% сборов, отмечает директор по маркетингу «Альфы» Татьяна Пучкова. Действие программы продлено до 31 декабря 2009 г. Есть у «Альфы» и другие антикризисные продукты: программы, расширяющие покрытие по каско и позволяющие получить страховку без учета износа деталей и проч.

Чужой среди своих

«Ренессанс страхование» не разрабатывала специальных антикризисных продуктов, а «подкрутила» всю линейку под кризисные нужды. «В имущественных и личных видах страхования на основе наших комплексных программ мы разработали лайт-программы, позволяющие включить в договор только актуальные в том или ином случае риски и опции, сэкономив при этом», – объясняет исполнительный вице-президент «Ренессанса» Сирма Готовац. Для сокращения затрат на ДМС «Ренессанс страхование» предлагает изменить перечень клиник, оптимизировать размер страхового покрытия или сократить число включенных в программу опций. А в страховании имущества предприятие может застраховать только ключевые активы и оборудование, от которых зависит производственная или коммерческая деятельность, говорит Готовац.

Рядом с банком

Антикризисный прорыв удался компании «Стэнсинвест» (входит в группу «Дженерали ППФ» в России). Единственный ее продукт – страхование от потери работы – предлагается заемщикам банков и предполагает защиту от двух рисков: сокращение сотрудника и увольнение сотрудника в связи с ликвидацией предприятия, рассказал председатель совета директоров «Дженерали ППФ страхование жизни» Яромир Когоут. По оценкам «Дженерали ППФ», до 40% заемщиков готовы приобрести такую страховую защиту.

Продажи в рамках пилотного проекта начались в апреле, сейчас продукт распространяется через сеть банка «Хоум кредит» и ритейлера «Эльдорадо» (вместе со страховой компанией они входят в группу PPF). Ведутся переговоры с рядом крупных игроков рынка банковской розницы о развитии проекта. Только в первом полугодии премии по страхованию от потери работы составили 486 млн руб. Прогноз Когоута к концу года – подписание до 1 млрд руб. премии.

Универсальный прием

Ряд крупных рыночных игроков безответственно относится к андеррайтингу и тарифной политике, сокрушался еще весной гендиректор «Росно» Ханнес Чопра. Очень странно, например, ведут себя компании, которые дают скидки не на свои тарифы, говорил он, имея в виду снижение стоимости полиса для клиентов, пришедших к страховщику-конкуренту из своей прежней компании. Основные причины демпинга – сбор «кассы» или попытка ухватиться за соломинку, чтобы поднять компанию со дна.

Гендиректор «Ингосстраха» Александр Григорьев понимает под демпингом не предложение самой низкой цены, а цену ниже себестоимости страховой услуги. В I квартале года демпинг приобрел «чудовищный характер» и распространился даже на десятку крупнейших игроков. Одна из форм демпинга – рост комиссионных вознаграждений страховщиков. В среднем по рынку комиссии выросли примерно с 10–20% в прошлом году до 35–50% в I квартале этого года, отметил Григорьев.

«Стоимость страхования у некоторых участников рынка скоро сравняется с ценой бумаги, на которой напечатаны полисы», – пошутил предправления «Согаза» Вадим Янов. Компании, которые демпингуют, никто из страховщиков официально не называет. Есть три-четыре компании, которые активно демпингуют, все об этом знают, но никто не называет имен, говорил Чопра: «Среди них есть и те, кто раньше мог похвастаться хорошим андеррайтингом». А в неофициальных беседах страховщики называют имена почти всех ведущих игроков.

Кризис должен послужить важным уроком для всех, рассуждает президент Chartis International (управляет страховым бизнесом группы AIG за пределами США и Канады) Ник Уолш. По мере восстановления потребительского спроса российские клиенты не будут так безоглядно тратить свои деньги, как это было в период накопления богатства в стране, когда каждый старался сделать свои достижения видимыми для остальных и тратил все свои деньги, говорит он.