Авторитейл не едет

Новосибирский авторынок продолжает падать сильнее и сибирского, и российского – по итогам девяти месяцев продажи потеряли 57,7%
Е.Кузьмина

В III квартале 2009 г. в Сибирском федеральном округе, по данным «Автостата», было продано 10 575 новых легковых автомобилей (без учета продукции «АвтоВАЗа»). Это на 51,4% меньше, чем в июле – сентябре 2008 г. (было продано 21 758 авто), и на 7% меньше, чем во II квартале 2009 г. (11 373).

Сибирские показатели близки к среднероссийским. В целом в стране, по данным Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ), в июле – сентябре текущего года было продано 346 300 новых машин (учетом «АвтоВАЗа») – это на 54,6% меньше прошлогоднего уровня и на 8% меньше, чем в апреле – июне 2009 г. В целом за девять месяцев, по данным «Автостата», в СФО продано 33 604 автомобиля, что на 46% меньше января – сентября 2008 г., падение в России за тот же период составило 51%.

Самое сильное падение продаж среди сибирских регионов «Автостат» зафиксировал в Новосибирской и Омской областях: в первой в III квартале продано 1848 машин (-63,1% к прошлому году и -9,4% ко II кварталу нынешнего), во второй – 1111 авто (-57,8% и -16,8% соответственно). По итогам девяти месяцев к январю – сентябрю прошлого года продажи в Новосибирской области упали на 57,7%, в Омской – на 53,6%. Новосибирск, год назад занимавший первое место по продажам в СФО, откатился на вторую позицию – теперь лидирует Красноярский край, где в III квартале продано 2195 авто (-50,8% к уровню прошлого года и -3,5% ко II кварталу 2009 г.). Единственный в Сибири регион, умудрившийся увеличить продажи в кризис, – Бурятия, но это самый маленький рынок в округе, дающий менее 3% совокупных продаж в СФО: за июль – сентябрь там продано 264 новых автомобиля (+64% к прошлому году и 31,3% ко II кварталу нынешнего).

Ни одной автомобильной марке по итогам девяти месяцев не удалось показать продажи выше, чем в прошлом году. Участники топ-10 самых продаваемых в Новосибирске иномарок переживают год с разным успехом: дилеры только двух марок, Peugeot и Volkswagen, смогли сработать значительно лучше рынка – продажи этих авто за девять месяцев 2009 г. к январю – сентябрю упали на 17,4% и 34,5% соответственно (в целом по России у них – минус 32% и минус 14%, по данным АЕБ). Самое катастрофичное падение среди топ-10 – более чем в пять раз – показал Ford (см. график). У этой марки был один дилер в Новосибирске, компания «Автолэнд-Сибирь» (также торговала Land Rover, Mitsubishi, Mazda, Hyundai, Volvo, Jaguar). По итогам 2008 г. «Автолэнд» был вторым по величине новосибирским дилером с продажами около 4500 машин. С начала 2009 г. у «Автолэнда» начались трудности – дилер задерживал выдачу оплаченных машин клиентам и платежи поставщикам. 7 сентября все семь салонов дилера перестали работать, а 16 сентября компания опубликовала сообщение о собственной ликвидации. Арендатором салонов «Автолэнда» стал крупнейший новосибирский авторитейлер «СЛК-моторс» (Toyota, Nissan, Audi), работающий на площадке «Автолэнда» с середины октября. Ранее менеджер «СЛК-моторс» говорил «Ведомостям», что компания подписала протоколы о намерениях с импортерами шести марок из тех семи (кроме Hyundai), которыми торговал «Автолэнд».

Альфед Акзамов, гендиректор «Сибтрансавто-Новосибирск», видит причину более сильного падения новосибирского рынка в крахе сразу нескольких дилеров (см. врез) – у клиентов появилось недоверие к официальным дилерам, в итоге кто-то отложил покупку, кто-то предпочел приобрести подержанный автомобиль. Сентябрь был самым провальным месяцем, но октябрь идет по продажам на 50% лучше сентября и на 25% лучше августа, говорит Акзамов. У большинства дилеров все еще остаются в наличии стоки 2008 г., это позволит по итогам года показать падение около 50% к уровню прошлого года, рассчитывает он.

Прогноз управляющего директора DSO Consulting Сергея Дьячкова пессимистичнее – падение по итогам года будет в диапазоне 60–70%. Новосибирский авторынок начнет оживать со II квартала 2010 г.: в будущем году продажи в штучном выражении вырастут на 20% к уровню 2009 г., в денежном – на 15% до $170–180 млн.