Вектор


Падение наружки

Рынок наружной рекламы в России продолжает падение: за девять месяцев этого года доходы операторов снизились на 44% в рублях (по данным аналитического центра «Видео интернешнл»). Гендиректор «Видео интернешнл» Сергей Васильев считает это естественным процессом: только на Украине и в России доля наружной рекламы в медийных бюджетах превышает 15% – в мире доля наружки составляет в среднем 7–12%, и кризис лишь приблизил логичный финал. Но кризис – далеко не единственная причина оттока бюджетов из наружки. В последний год на операторов наружной рекламы напасти сыплются одна за другой. Власти никак не могут договориться с ними о техническом регулировании отрасли, по проекту нового техрегламента проходят бесконечные совещания. ГИБДД оспаривает в суде установку сотен рекламных щитов в Москве. С сентября операторам запретили вешать рекламные перетяжки. Наконец, в декабре прошлого года возбуждено уголовное дело против председателя комитета рекламы, информации и оформления города Москвы Владимира Макарова, а в августе этого года он арестован. Если ГИБДД добьется своего, то рекламные щиты вообще уберут на десятки метров от дорог. Тогда – ради безопасности дорожного движения – доля наружки в рекламном пироге вполне может сократиться до мировых 7%.

Конфликт поколений

Не успели операторы освоиться в третьем поколении (3G) сотовой связи и получить все необходимые частоты, например, в Москве, как уже заговорили о необходимости четвертого поколения и технологии LTE (Long-Term Evolution). Главное отличие LTE от 3G – в скорости передачи данных: в третьем поколении предел возможностей – 3,6 Мбит/с, а в сетях LTE – 326,4 Мбит/с. Проблема у поколений общая – нет свободных частот. Поэтому казалось, что все разговоры о переходе на LTE в России – в пользу бедных или попытка убедить военных освободить частоты хотя бы в третьем поколении. По данным ассоциации GSМA, к марту 2009 г. построить LTE-сети планировали 26 операторов, но сделали это лишь два.

Но проблема сотовиков дошла до президента Дмитрия Медведева и, похоже, может быть решена. На прошлой неделе он потребовал, чтобы военные выделили свободные частоты для 3G в Москве, и спустя несколько дней Минобороны отыскало эти частоты. А вчера Медведев задался вопросом, стоит ли разворачивать 3G-сети в Москве, если уже появилась технология LTE, и потребовал в течение месяца представить доклад о работе по конверсии частот для развития «современных видов связи». Посмотрим, насколько внимательно он будет следить за выполнением этого требования.

По остаточному принципу

Одной из идей команды Анатолия Чубайса (бывший предправления РАО ЕЭС) было изменение метода расчета сетевого тарифа – заменить «затраты плюс» на так называемый RAB, предполагающий возврат капитальных затрат компании (как прошлых лет, так и будущих) с определенной нормой доходности. Благодаря ему сетевые компании смогут привлекать долгосрочные займы и самостоятельно финансировать масштабные инвестпрограммы, уверяли реформаторы. Но, несмотря на нововведение, в выигрыше все равно тот, кто первый расскажет правительству о своих проблемах, ведь ФСТ сначала утверждает предельный рост тарифа для конечного потребителя и только после делит пирог выручки за следующий год между госкомпаниями. И похоже, что МРСК к разделу этого пирога опоздали: тариф для ФСК в 2010 г. будет проиндексирован на рекордные 52,4%. Это значит, что остальным госкомпаниям достанется гораздо меньше, а значит, и прибыль будет расти медленнее. Так, «МРСК Сибири» ждет в 2010 г. увеличения убытка в 2,4 раза до 4,8 млрд руб., сообщил «Интерфакс» со ссылкой на гендиректора компании Александра Антропенко. С учетом роста тарифа для ФСК на 52,4% «нам остается то, что остается», сказал он.