Издержки инициативы

В ноябре 2008 г. Елене Бочаровой, возглавлявшей учебный центр IT-online Group, руководство сообщило о решении сократить 70% ее команды. Бочарова уволилась вместе с подчиненными и уже весной запустила собственный бизнес

В 2007 г. генеральный директор IT-online Group Дмитрий Волков пригласил Бочарову, чтобы создать в компании центр профессионального роста Careerlab. На образовательном рынке компания прежде не работала – занималась разработкой и поддержкой высокозагрузочных систем, которые одновременно обслуживают более миллиона человек.

«Я спросила Волкова, понимает ли он специфику образовательного рынка, – вспоминает Бочарова. – Он ответил, что не понимает, но готов рискнуть и инвестировать в этот проект средства».

За полтора года Careerlab выросла до 10 человек с оборотом около $1 млн. Рентабельность проектов компании составляла в среднем 43%. Центр разрабатывал и проводил тренинги и индустриальные конференции для IT-специалистов, приглашал зарубежных гуру, проектов было много, говорит Бочарова. Но в ноябре 2008 г. Волков принял решение частично свернуть проект и сократил в один день семь человек.

«Для меня это было совершенно неожиданно, – рассказывает Бочарова. – Еще утром мы обсуждали планы развития центра в кризис. Но я была беременна, и он, видимо, усомнился, что я смогу вести дела». И тогда Бочарова решила уйти из компании.

Из роддома в бизнес

Весной давний партнер Елены Сергей Арзуманов предложил ей попробовать создать собственный бизнес. «Повторяться и просто делать конкурирующую компанию было глупо. И мы опять начали все с нуля», – вспоминает Елена. На инвесторов решили не рассчитывать.

13 апреля у Елены Бочаровой родился ребенок, а уже 16 апреля на свет появилась и новая компания – Центр компетенций Peoplemind. Это инновационный учебный и консалтинговый центр в области высоких технологий, предлагающий программы и сервисы для софтверных компаний высокотехнологичных бизнесов.

Первые клиенты появились у компании уже в мае. За первые полгода обучение в компании прошли более 600 человек, а до конца 2009-го – еще 230. По словам предпринимательницы, оборот компании в 2009 г. составит $320 000.

«Мы знали, что нужно рынку, и знали, как это сделать. Когда ты работаешь на чужого дядю, тебе не хватает гибкости. А тут мы были готовы делать все своими руками. За это время разработали 40 абсолютно новых тренингов», – улыбается Бочарова. Кризис сыграл новым предпринимателям на руку: сейчас рентабельность проектов – 54%, поскольку прямые затраты уменьшились.

Типично для топа

Наталия Смирнова, генеральный директор Social Lab, считает, что талантливые, инициативные топ-менеджеры часто сталкиваются с ситуацией, когда им успешный бизнес нужен больше, чем собственникам. И историй, подобных этой, немало. «Насколько я знаю, Лена уже трижды организовывала различные учебные центры для других компаний. Так что опыта и связей, чтобы создать свою успешную компанию, у нее достаточно», – замечает Смирнова.

«Уход с позиции топ-менеджера часто бывает вынужденным, особенно в кризис. С другой стороны, для человека энергичного и имеющего доступ к финансовым ресурсам благодаря опыту и связям этот грустный повод может стать решающим моментом, для того чтобы реализовать давно вынашиваемые планы, в том числе по созданию собственного бизнеса», – считает Михаил Фролов, директор по аудиту компании «Грант Торнтон».