Хуже России

За девять месяцев продажи иномарок в ЮФО упали сильнее среднероссийских – на 55,8%. Но итоги III квартала выглядят лучше второго
А.Махонин

В январе – сентябре в Южном федеральном округе (ЮФО), по данным «Автостата», продажи иномарок упали на 55,8% до 65 625 авто, хотя в целом по России этот показатель лучше – 52,35%. Доля ЮФО в структуре продаж иномарок в стране сократилась с 9,2% за 9 месяцев 2008 г. до 8,53% за 9 месяцев 2009 г.

Правда, показатели III квартала обнадеживают. Например, в Краснодаре продано 6466 машин (+3,7% к II кварталу), в Ростове – 6768 (16,1%), в Ставрополе – 1892 (11,8%), в Астрахани – 880 (3,2%). При этом за девять месяцев по объему продаж авто Краснодару удалось занять первое место в ЮФО, обогнав лидера 2008 г. – Ростов: на Кубани купили 20 476 иномарок, а на Дону – 19 385. По данным «Автостата», в Ростове обвал продаж иномарок обеспечил Hyundai из-за проблем на «Тагазе» (завод несколько раз останавливал конвейер, работал неполную рабочую неделю), продажи Hyundai упали в четыре раза – до 4410 автомобилей.

Самыми популярными иностранными авто в Краснодаре стали Chevrolet, Toyota и Hyundai, в Ростове – Hyundai, Chevrolet и Ford (см. таблицу).

Для III квартала на юге всегда характерен рост продаж: у населения появляются «сельхозденьги», говорит коммерческий директор группы «Модус» Николай Зайцев. Дает о себе знать и отложенный спрос, считает представитель «Юг-авто» Леонид Волынский.

Также в III квартале условия кредитования стали выгоднее для населения (например, Сбербанк снизил сумму первоначального взноса по некоторым автокредитам с 30% до 15%), считает Волынский. В последние несколько месяцев стало проще получить автокредит, соглашается Зайцев. До конца года «Модус» планирует увеличить долю продаж автомобилей в кредит с 25–28% до 30%. Директор управления кредитования частных клиентов Юго-Западного банка Сбербанка (ЮЗБ) Ирина Гареева отмечает результативность госпрограммы по поддержке автопроизводителей – особенно после того, как она стала более лояльной (с 14 августа увеличена максимальная стоимость приобретаемого автомобиля с 350 000 до 600 000 руб. и расширен список автомобилей с 30 до 50 моделей). В результате за девять месяцев доля таких льготных кредитов в общем автопортфеле банка составила более 60%, всего ЮЗБ выдал 4880 автокредитов на 1,539 млрд руб. Спрос стимулировали постоянными акциями импортеры и дилеры, добавляет Зайцев. Например, с октября стоимость Nissan Almera Classic составляет от 399 000 руб., до конца ноября скидки на Hyundai достигают 170 000 руб. в зависимости от комплектации и года выпуска (данные официальных сайтов дилеров «Ниссан мотор рус» и компании-импортера «Хендэ мотор СНГ»).

По словам Зайцева, падение продаж «Модуса» за январь – сентябрь по сравнению с 9 месяцами 2008 г. составило 28%, по итогам года намерены выйти на 25%. По прогнозам «Автостата», продажи иномарок в России в 2009 г. сократятся в два раза до 1,4 млн автомобилей, продажи в ЮФО упадут в рамках общероссийского рынка, говорит аналитик агентства Андрей Топтун.