Новинки книжных развалов


Стратегический менеджмент

Игорь Ансофф

СПб: Питер, 2009, 344 с.

Физики до сих пор обсуждают законы Исаака Ньютона и последовавшие из них многочисленные заключения – от основ небесной механики до закономерностей движения тел. Игорь Ансофф в науке стратегического менеджмента пошел Ньютоновым путем и тем самым заложил ее фундамент.

Управленческая «физика» Ансоффа, изложенная в «Стратегическом менеджменте», давно стала классикой. «Как и для физической инерции, определяющим фактором силы социальной инерции является скорость стратегического сдвига, – пишет ученый. – Чем больше изменений происходит в стратегическом наступлении в заданный промежуток времени, тем значительнее будет сила инерции». В тех случаях, когда в компаниях «происходит быстрая смена менеджмента или возникает кризисная ситуация, стратегический сдвиг осуществляется внезапно и резко», уточняет он и поясняет, что им открыта точка опоры, с помощью которой можно победить кризис. По его версии, это «точка, в которой стратегический сдвиг берет начало», получившая название «стратегический импульс». Уточним, что разновидностью стратегического импульса, по Ансоффу, является «кризисный импульс, который возникает в середине кризиса выживания».

Теперь самое время от физики перейти к лирике, ответив на простой вопрос: что делать с этой точкой и кто на самом деле может придать организации стратегический импульс в направлении успеха? Как и подобает ученому, Ансофф не дает прямого ответа и даже не прячет его в самом конце книги, куда редко заглядывают озадаченные читатели. Ответ, на мой взгляд, таится не в известной многим матрице Ансоффа, описывающей стратегии, а в том, что в результате исследования он обнаружил, что «внутри области жизнеспособных бюджетов существует пространство, в рамках которого получается наилучший экономический результат». Именно там, в рамках треугольника (с. 97 книги), им выделяется «пространство» успеха», которое занимает небольшое количество наиболее преуспевающих предприятий отрасли.

А отвечают за этот результат именно менеджеры, действующие в условиях, когда бизнес-структуры – по версии Ансоффа – «теряют чудесный имидж «машин по производству денег» и их рассматривают как угрозу и препятствие новым общественным ценностям – чистой окружающей среде, социальному равенству и защищенной занятости».

Заглядывая в наш день (книга была написана в 1979-м), Ансофф предсказал, что менеджеры изменятся радикально: «произойдет замена единственного культурного стереотипа на концепцию мультикультурного менеджера», уточняя, что «в будущем существующий стереотип «безликого» менеджера будет вытеснен ролями, спроектированными с целью соответствия характерным требованиям лидерства и индивидуальным отличительным особенностям». Так что теперь пришло время таких мультикультурных руководителей, или, как писал недавно Михаил Ходорковский, «поколения М». За ними – импульс в направлении успеха.