«Центральная улица – барометр экономики», - Александр Конышков, директор центра «Северо-Западный» Райффайзенбанка


Чтобы понять, нужно ли начинать бизнес в новом регионе, надо выйти вечером на центральную улицу главного города, рассказывает директор регионального центра «Северо-Западный» и филиала «Северная столица» Райффайзенбанка Александр Конышков.

– Что влияет на привлекательность той или иной области для банка – структура экономики, уровень доходов населения?

– Эти факторы важны. Но еще очень важна такая неформализуемая вещь, которую я бы назвал структурой потребления. Имеется в виду специфическая местная особенность, которая становится очевиднее только при некотором погружении в быт: приезжаешь в город, выходишь на центральную улицу, стоишь и смотришь, много ли людей, что они делают. Если в шесть вечера жизнь замирает и все сидят дома, стоит задуматься об экономической целесообразности – открываться ли здесь.

На степень привлекательности того или иного города для банковской сети также влияет емкость конкретного рынка и соответствие нашей желаемой на нем доли и той, которую реально приобрести. Начальное представление об этом можно получить, сравнив количество потенциальных клиентов (для этого умножить желаемый процент рынка на численность населения) и количество клиентов, в принципе необходимое для безубыточной работы офиса. Эти цифры должны коррелировать. Например, мы обсуждали целесообразность открытия офисов в Ленобласти и уже на этапе экономического моделирования предпочли пока воздержаться: цифры, о которых я говорил, там несопоставимы. Совсем иные перспективы у динамичного, активного рынка Калининграда, где даже сейчас торговые центры отличаются высокой наполняемостью. Особая ситуация в Вологодской области, где областной центр – Вологду – и Череповец, в котором населения больше, нужно рассматривать одновременно.

– Но в Вологде вас нет.

– Это пока.

– Сильная ли конкуренция в регионах по сравнению с Петербургом?

– Конкуренция есть везде. Например, в Череповце мы видим сложившийся банковский рынок, представленный традиционными для большинства других региональных рынков игроками. Эти банки обслуживают крупных корпоративных клиентов, а основу розничного рынка составляют сотрудники этих предприятий. В Калининграде между местными и федеральными банками идет конкуренция по скорости обслуживания клиентов, например по конвертациям. Для бизнеса в этом регионе данный параметр важен, практически все операции здесь экспортно-импортные, к курсам валют клиенты очень чувствительны. Я бы не сказал, что в Карелии сильная конкуренция, но, может быть, мы ее пока не чувствуем из-за того, что работаем там недавно. В Сыктывкаре более диверсифицированный рынок. Здесь представлены филиалы и «дочки» крупных компаний, которые уже обслуживаются в федеральных банках. А малый и средний бизнес самостоятелен и самодостаточен.

– Какая доля розничного рынка приходится на регионы?

– Объем розничного портфеля Райффайзенбанка в СЗФО превышает 13 млрд руб., корпоративного портфеля – более 15 млрд руб. Доля регионов в портфелях – примерно 10–11%. Статистика давно освоенных рынков (Череповец, Калининград) отличается от результатов не так давно присоединенных к нашей сети Петрозаводска и Сыктывкара: здесь не приходится ждать взрывного роста показателей. Но офисы в Петрозаводске и Сыктывкаре привлекают новых клиентов, пассивы растут, значит, мы не ошиблись.

Объем совокупного портфеля текущих счетов и депозитов регионального центра «Северо-Западный» превышает 10 млрд руб., доля регионов в этом портфеле за год выросла в полтора раза. В этом году мы продолжаем укреплять присутствие на уже освоенных рынках – ставим банкоматы, развиваем эквайринг. Основной оборот обеспечивают Петербург и Калининград.

– В регионах есть private banking?

– Есть – в Череповце и Петрозаводске. Кроме того, операционный офис в Петрозаводске, хоть и работает меньше года, уже лидирует по выпуску карт Visa Infinite, выпуск которой предполагает остаток на счете не меньше $100 000.

– Как это можно объяснить?

– А куда деньги девать? Если серьезно, то подобные продукты в регионах традиционно предлагают не так много банков. При отсутствии предложений мы оказываемся наиболее близки клиентам в этих городах.

– Как различается предложение недвижимости и ставки аренды в регионах?

– Некорректно сравнивать регионы с Петербургом, где арендные ставки в разы выше. Цены в Карелии, Череповце и Сыктывкаре, например, вполне сопоставимы. Особенностью региональных рынков коммерческой недвижимости остается весьма ограниченный выбор. Отчасти это объясняется стандартной для большинства подобных городов характеристикой: это «города одной улицы», как правило, центральной. Этот фактор априори ограничивает предложение, а все крупные игроки стремятся присутствовать именно в центре. Например, в Петрозаводске мы точно знали, что нам требуется помещение на улице Ленина, и оно оправдало наши ожидания. По возможностям выбора на фоне других регионов значительно выигрывает рынок Калининграда. Помещение, в котором мы открыли второй офис, находится в самом центре города в современном торговом комплексе. Хотя надо отдать должное тому, что прошлым летом рынок несколько изменился: сейчас проблема главной улицы менее актуальна, и количество предложений увеличилось. Стоимость аренды помещений снизилась во всех регионах СЗФО, в ряде случаев на 50%. По нашим наблюдениям, позже всех на рыночные изменения отреагировал Сыктывкар, еще весной здесь не было предложений, а теперь выбор есть, и падение ставок отмечается тоже примерно в 2 раза. Кроме того, во всех областях появились предложения, которых пару лет назад не существовало: это стрит-ритейл в стратегически верных местах.

– Сроки окупаемости тоже изменились?

– До августа прошлого года можно было окупиться за два года, сейчас это нереально. В среднем срок окупаемости составляет от трех до пяти лет, и, естественно, ни один банк не хочет выходить за срок свыше пяти лет.

Филиал Райффайзенбанка «Северная столица»

открылся в Петербурге в 2001 г. Филиалы в Калининграде, Череповце и офис в Сыктывкаре появились после присоединения в 2007 г. ОАО «Импэксбанк». В 2009 г. открыт операционный офис в Петрозаводске и второй калининградский офис. Региональный центр «Северо-Западный» объединяет 23 точки в пяти городах.