Надежда на бюджет

Государство, объединившее судостроительные предприятия в Объединенную судостроительную корпорацию, может оставить их незагруженными

Крупнейшие предприятия ОСК. Западный центр судостроения и судоремонта

Адмиралтейские верфи (Санкт-Петербург), Средне-Невский судостроительный завод (Санкт-Петербург), Прибалтийский судостроительный завод «Янтарь» (Калининград)

Северный центр судостроения и судоремонта

Севмашпредприятие (Северодвинск), Звездочка (Северодвинск), 35-й судоремонтный завод (Мурманск)

В апреле закончилось формирование региональных «дочек» Объединенной судостроительной корпорации (ОСК). Около 50% ее мощностей приходится на Западный и Северный центры судостроения и судоремонта, которые могут строить корабли и суда общим дедвейтом до 300 000 т в год, оценивает редактор журнала Moscow Defenсe Brief Михаил Барабанов.

После консолидации активов перед ОСК встала задача загрузить эти мощности на перспективу, говорит вице-президент корпорации Сергей Фарафонов. «Адмиралтейские верфи», Средне-Невский судостроительный завод (СНСЗ) и «Янтарь» загружены до 2011–2012 гг., говорит источник, близкий к ОСК. СНСЗ строит два ракетных катера «Молния» по заказу Туркмении, «Адмиралтейские верфи» – серию арктических танкеров для «Совкомфлота» дедвейтом 70 000 т каждый, а «Янтарь» занят постройкой второго фрегата (из трех) для ВМФ Индии. Загрузка этих предприятий на следующие два года близка к 100%, но дальше контрактов для них пока нет, констатирует источник в корпорации.

Гораздо сложнее ситуация в Северном центре, говорит руководитель одной из «дочек» ОСК. По его оценке, «Севмашпредприятие» (СМП) загружено примерно наполовину достройкой авианосца «Адмирал Горшков» по заказу Индии и буровой платформы для месторождения Приразломное, которая находится на стапелях СМП около 15 лет. У «Звездочки» заказов мало, она перебивается мелкими ремонтами кораблей ВМФ, рассказывает сотрудник предприятия. Это подтверждает источник в Северном центре ОСК.

Верфи Северо-Запада могут рассчитывать на заказы «Газпрома» и «Роснефти», которые планируют в ближайшие пять лет начать осваивать запасы нефти и газа на арктическом шельфе, уверен Владимир Тормасов, начальник отдела департамента судостроительной промышленности и морской техники Минпромторга. До 2030 г. госкомпаниям может понадобиться до 50 буровых и разведочных платформ и более 100 танкеров и вспомогательных судов, говорит Евгений Апполонов, начальник центра исследований и проектных разработок средств освоения ресурсов морей и океанов ЦНИИ им. Крылова, разработчика программы судостроения для «Газпрома». Такая программа может стоить $60–$70 млрд, оценивает специалист профильного НИИ.

Пока судостроительные программы не утверждены, заявили представители «Газпрома» и «Роснефти». В сентябре зампред правления «Газпрома» Александр Ананенков заявил, что в начале 2010 г. «дочка» монополии – «Газфлот» объявит тендер на строительство четырех газовозов вместимостью 155 000–215 000 куб. м каждый для освоения Штокмановского месторождения. Но достаться они могут не ОСК, а Выборгскому судостроительному заводу (ВСЗ, принадлежит акционерам банка «Россия») и Северной верфи, контрольный пакет которой принадлежит Объединенной промышленной корпорации сенатора Сергея Пугачева.

Конкурировать с гражданскими предприятиями сложно, говорит источник в руководстве Северного центра ОСК, они могут строить на 10–15% дешевле, чем заводы, обремененные оборонными мощностями. Для загрузки СМП нужно принять административное решение о передаче заказов заводу, считает он. ВСЗ уже строит две платформы для «Газфлота» общей стоимостью 60 млрд руб. и готов взять новые заказы от монополии, говорит председатель совета директоров ВСЗ Георгий Порядин.