Кеннет Файнберг: «Я никого не прошу быть царем Соломоном», - Кеннет Файнберг, куратор минфина США по вопросам компенсаций топ-менеджерам

Он мог стать гениальным артистом, а стал ночным кошмаром топ-менеджеров. Известного юриста Кеннета Файнберга прозвали «зарплатным царем» после того, как администрация Обамы поручила ему урезать доходы руководства американских компаний. Выбор был сделан правильно: Файнберг умудряется нравиться даже своим врагам

В июне Кеннет Файнберг был назначен куратором министерства финансов США по вопросам компенсаций топ-менеджерам. Спровоцировали это назначение сами бизнесмены. Страховая группа AIG в марте решила выплатить менеджерам своего подразделения, занимающегося деривативами, бонусы общей суммой $165 млн. Тогда минфин вычел эти деньги из очередного транша госпомощи. Но затем в AIG вскрылись новые факты выплат миллионных бонусов, в том числе сотрудникам, уже не работавшим в компании (бонусы официально призваны удержать персонал). Сенаторы-демократы заявили, что такое поведение совершенно непростительно для компании, «которая существует только благодаря помощи налогоплательщиков на $170 млрд».

Файнберг, которого в США называют «зарплатным царем», настоял на том, чтобы урезать доходы топ-менеджеров семи компаний, получивших в прошлом году помощь государства. Топ-менеджеры банков Citigroup и Bank of America, страховой компании AIG, автохолдингов GM и Chrysler и их финансовых подразделений GMAC и Chrysler Financial потеряют до 50% своих доходов, а их оклады могут быть урезаны на 90%. Он утверждает компенсации для новых менеджеров компаний, убеждает сотрудников вернуть полученные бонусы и не злоупотреблять за счет фирмы лимузинами, частными самолетами и прочим – и, кажется, дай ему волю, заставит затянуть пояса всех топ-менеджеров Америки.

Файнберг родился в октябре 1945 г. в городе Броктон (штат Массачусетс) в еврейской семье. Его отец торговал шинами, мать работала бухгалтером. Он окончил Университет Массачусетса с дипломом историка, юридическое дело изучил в университете Нью-Йорка.

Держится Файнберг так, что вполне может очаровать тех, чьи зарплаты урезал, иронизирует Financial Times. Он дружелюбен и словоохотлив, постоянно подмигивает собеседнику. У него явно не пропало желание быть в центре внимания, удовлетворяя которое он участвовал в театральной самодеятельности в школьные и студенческие годы. Но отец Файнберга настоял на том, чтобы вместо сценической карьеры сын применял свои актерские таланты в суде. Театральные увлечения остались в личной жизни: Файнберг уже четвертый год возглавляет попечительский совет Вашингтонской национальной оперы. Он с детства любит слушать оперу и вообще классическую музыку.

Карьеру он начал с должности клерка в апелляционном суде штата Нью-Йорк. Затем стал помощником адвоката департамента юстиции Нью-Йорка, откуда перешел к Теду Кеннеди помощником, а к концу 1970-х дорос до руководителя аппарата этого сенатора. В 1980 г. Файнберг открыл в Вашингтоне офис частной юридической фирмы Kaye Scholer. В частности, он вел коллективный иск 250 000 ветеранов Вьетнама и членов их семей против производителей Agent Orange (один из химикатов, использовавшихся во время войны). Прежде чем попасть к Файнбергу, дело тянулось восемь лет. Всего за шесть недель работы юрист добился от химиков подписания соглашения о выплате $180 млн, заработав на этом $800 000, рассказывал журнал Time. В 1993 г. он основал собственную юридическую компанию Feinberg Group (сейчас – Feinberg Rozen).

После терактов 11 сентября 2001 г. Файнберг на общественных началах занимался выплатой компенсаций семьям жертв. При его участии было распределено $7 млрд, что заняло 33 месяца. Это была крайне непростая задача, особенно для не отличающегося смирением Файнберга. Ему пришлось разбирать дрязги из-за компенсации между первыми и вторыми женами, невестами и родителями... Чарльз Вулф, потерявший во время теракта жену, обиделся на Файнберга и создал сайт «Fix the Fund», где обвинял адвоката в неконституционных действиях и запугивании. Впрочем, после личной встречи с Файнбергом Вулф изменил свое мнение о нем: он говорит, что «был очарован Файнбергом и покорен его чувством справедливости».

Файнберга обвиняют в угрозах и запугиваниях и сейчас, когда он занимается корпоративными бонусами. Но его уверенность в своих силах кажется непоколебимой. «Я склоняюсь к мысли, что, если к концу дня все недовольны моими решениями, значит, я действую в верном направлении», – говорит он.

По данным исследования Johnson Associates, специализирующейся на консалтинге по компенсациям, бонусы инвестбанкиров в этом году увеличатся на 40% по сравнению с 2008 г. Ранее свои оценки опубликовала WSJ: одни только крупные банки и брокеры США потратят на вознаграждение рекордные $140 млрд (в 2008 г. – $117 млрд, в 2007 г. – $130 млрд). Файнберг властен только над компаниями, получившими и не успевшими вернуть госпомощь. Право накладывать вето на вознаграждение любых банкиров может получить ФРС, но не ясно, когда это будет оформлено официально. Тем не менее ФРС уже пытается надавить на банки в этом вопросе.

«Царь Соломон современности, пользующийся безоговорочным доверием в вопросах правосудия и законности» – так характеризует Файнберга на страницах The New York Times Джеффри Сонненфелд, профессор Йельского университета. Но сам Файнберг, убеждая в прошлом году конгресс изменить метод распределения компенсаций жертвам терактов, заявил: «Я не прошу никого быть царем Соломоном и пытаться рассчитать ценность человеческой жизни. Быть судьей, присяжным, бухгалтером, адвокатом, раввином и т. д. очень, очень сложно».

НЕ ТОЛЬКО «ЗАРПЛАТНЫЙ ЦАРЬ»

Слово сzar американцы охотно применяют к высшим чиновникам, отвечающим за определенные направления. Так, Байрон Прайс, возглавлявший при Теодоре Рузвельте военную цензуру, звался «царем цензуры», советник по компьютерной безопасности Ричард Кларк – «кибер-царем» и т. д. Больше всего «царей» (почти полсотни) было при президентстве Джорджа Буша.