Вектор


Чиновники давно и пока безуспешно пытаются помочь отечественному авиапрому. Вчера министр транспорта Игорь Левитин на встрече с премьер-министром Владимиром Путиным предложил новые меры. Например, в рамках программы льготных полетов между Дальним Востоком и европейской частью страны (для студентов и пенсионеров) отменить квоты на льготные места в самолетах российского производства. «Таким образом, весь рейс [отечественного лайнера] сможет продаваться по льготному тарифу», – порадовался Левитин (цитата по «Интерфакс»). Но много ли «тушек» или «Илов» летает на Дальний Восток? Например, «Трансаэро» и «Аэрофлот» (лидеры по льготным перевозкам) ставят на эти рейсы «иномарки». Или вот еще идея министра – пристроить региональные самолеты Sukhoi SuperJet 100 на местные маршруты. Звучит странно, ведь чиновники давно признали, что провинциальные аэропорты не пригодны для новинки российского авиапрома. Но самое интересное, что все эти меры Путин одобрил.

Есть контракт!

Крупнейший российский селлер телевизионной рекламы «Видео интернешнл» (ВИ) сообщил, что заключил первый контракт на следующий год. Точнее, производитель бытовой химии, товаров для здоровья и средств личной гигиены Reckitt Benckiser (торговые марки Dosia, Vanish, Calgon, Tiret, Veet, Clearasil, Strepsils, Nurofen) первым из рекламодателей подтвердил свой бюджет на следующий год в рамках уже существующего трехлетнего контракта с ВИ. В «нормальное время», т. е. до кризиса, к началу ноября у селлеров уже было подписано 60% контрактов на следующий год, рассказывал «Ведомостям» гендиректор ВИ Сергей Васильев. А вот в 2008 г. первый контракт (опять же с Reckitt Benckiser) был подписан лишь в середине декабря. Так что по сравнению с прошлым годом прогресс налицо, но оттепель так и не наступила. Компаниям по-прежнему сложно определиться с будущими рекламными расходами: ясности в прогнозах потребительского спроса как не было, так и нет. Одно очевидно: быстрого восстановления экономики не происходит, поэтому в этом году компании торгуются по условиям размещения еще жестче, чем в прошлом.

Президент помог

Вчера был удачный день на российских биржах для фармкомпаний: «Фармстандарт» в РТС прибавил 8,06% (капитализация – $2,23 млрд), «Верофарм» – 13,46% ($295 млн). (В Лондоне акции «Фармстандарта» подешевели на 1,95% – $2,99 млрд.) Фармацевтам помог президент Дмитрий Медведев: в послании к Федеральному собранию он много говорил о лекарственном обеспечении и поддержке локальных производителей.

Ничего нового, правда, он не сказал – просто повторил, что к 2020 г. половина лекарств на российском рынке должна быть отечественного производства (сейчас – около 20%) и что российские компании способны произвести препараты и технологии, которые будут пользоваться спросом в мире.

Пока слова о поддержке вылились только в предоставление местным производителям преференций в госзакупках и обещание субсидировать процентную ставку по кредитам на техническое переоснащение. Новый закон о лекарствах разрабатывается около года, планы по переходу на лекарственное страхование заморожены, порядок экспорта препаратов не упрощен, а к фармкомпаниям регулярно наведываются прокуратура и антимонопольная служба – с проверками цен. Хотелось бы, чтобы слова президента способствовали не только росту капитализации, но и появлению документов, упрощающих работу в России, рассуждает топ-менеджер фармкомпании.

За себя и за того парня

Два месяца потребовалось группе ГАЗ, чтобы Минобороны передумало и вновь начало закупать грузовики «Урал». В середине сентября министерство уведомило «Камаз» и автозавод «Урал» о том, что намерено расторгнуть контракт с ними на поставку грузовиков в 2010 г. Представитель министерства говорил тогда, что речь идет не о полном прекращении закупок, а лишь о серьезном сокращении объемов – на «десятки процентов». Но это грозило социальной катастрофой Миассу, где расположен «Урал», ведь около половины выпускаемых им машин покупает Минобороны, а при таком резком снижении продаж продолжать работу было бы совершенно невыгодно, объяснял «Ведомостям» представитель группы ГАЗ. Теперь оборонзаказ восстановлен в полном объеме, и даже более того – в 2010 г. «Урал» поставит на 1000 автомобилей больше, чем в 2009 г., заявил гендиректор завода Виктор Корман в интервью местному интернет-порталу «Миасс-онлайн» (в этом году военным предполагалось поставить около 3000 машин). Правда, «Уралу» пришлось отказаться от повышения цен – таково было требование Минобороны.

Почему военное министерство пошло на попятный? Одной из главных причин было лоббирование возобновления поставок челябинским губернатором Петром Суминым, говорит источник «Ведомостей» в Минобороны. Сумин помог не только «Уралу» – министерство согласилось возобновить и поставки «Камазов», рассказали источники в Минобороны и на «Камазе». Вряд ли менеджеров группы ГАЗ и челябинских чиновников расстроил этот факт – ситуация не та.

Дальний Восток спасет?