«Деньги – в новых услугах», - Владимир Акулич, генеральный директор СЗТ

Сотовые компании стали конкурентами оператора по голосовой связи, а по широкополосному доступу в интернет – пока нет, полагает гендиректор СЗТ Владимир Акулич.

1992

Технический директор «Петерстара», в 1998 г. назначен гендиректором компании

2000

Директор филиала ПТС «Междугородный международный телефон», директор по стратегическому развитию и технической политике «Северо-Западного телекома»

2004

Назначен генеральным директором ОАО «Северо-Западный телеком»

ОАО «Северо-Западный телеком»

оператор фиксированной связи. Выручка – 12,79 млрд руб. (РСБУ, 6 месяцев 2009 г.). Чистая прибыль – 1,6 млрд руб. контролирующий акционер – оао «Связьинвест» (50,76% обыкновенных акций, 39,53% УК). Капитализация на 16 ноября – $438,76 млн (РТС, 17.45 мск). Образована в 2001 г. Включает 10 филиалов в СЗФО. Монтированная емкость сети превышает 5 млн телефонных номеров. Уровень цифровизации местной сети – 67%. Монтированная емкость оборудования широкополосного доступа – более 1 млн портов. В компании работает более 22 000 сотрудников.

В следующем году «Северо-Западный телеком» (СЗТ) планирует потратить в регионах почти половину инвестиций. Гендиректор СЗТ Владимир Акулич рассказал, какие из областей Северо-Запада он считает наиболее перспективными и почему, несмотря на усиливающуюся конкуренцию, рано снижать цены на широкополосный доступ в интернет

– В октябре руководство «Связьинвеста» рекомендовало вам увеличить долю быстроокупаемых проектов в структуре инвестиций. Почему возник этот вопрос? Какая окупаемость у ваших проектов?

– Пять лет назад доля проектов cо сроком окупаемости до семи лет в наших инвестициях составляла 20%. В этом году этот показатель вырос до 87%, в следующем году – 85%. Остальные деньги идут на инфраструктурные проекты, поддержание в нормальном состоянии зданий, которые занимает компания. Быстроокупаемыми, например, являются все проекты строительства волоконно-оптических линий связи.

Последние годы по рекомендации нашего совета директоров мы ограничивали инвестиционную деятельность. Например, СЗТ сознательно сдерживал цифровизацию АТС, мы меняли станцию только тогда, когда видели, что старая мешает развитию бизнеса. Теперь совет директоров, наоборот, стимулирует нас к интенсивным инвестициям и к повышению эффективности бизнеса.

– Тем не менее вы недавно заявили, что инвестпрограмма на 2010 г. – 5–6 млрд руб. против 7 млрд руб. в этом году.

– Это не совсем так. Из 7 млрд руб., которые приходятся на этот год, около 2,2 млрд руб. – средства присоединенной недавно «Петербург транзит телеком». Окончательное решение по сумме инвестиций на следующий год совет директоров будет принимать в конце декабря.

– А какой у СЗТ долг?

– Чистый долг – около 17 млрд руб. Коэффициент заемных и собственных средств – 0,59 в сторону собственных средств, это очень хороший показатель. А чистый долг к EBITDA – 1,67. По нашим прогнозам, уже в 2011 г. мы могли бы жить без дополнительного привлечения займов – собственных средств хватит на развитие.

– Вы действительно собираетесь обходиться без займов?

– Конечно, нет. Я говорил об этом, чтобы продемонстрировать устойчивость компании. В этом году мы разместили шестилетний облигационный заем на 3 млрд руб., но подстраховались, предусмотрев его досрочное погашение в 2012 г. Мы не знаем, что будет с курсом рубля, а у нас в долговом портфеле велика доля кредитов в долларах. В этом году мы захеджировали валютные позиции, тем самым заметно снизив валютные риски. У нас около 80% долга – на пять лет и больше. Средняя стоимость обслуживания долгового портфеля увеличилась за время кризиса незначительно и не превышает 11% годовых в рублях.

– Какую ставку вы считаете для себя приемлемой?

– Для СЗТ приемлемая ставка – не более 14%. Доходность купона недавнего облигационного займа – 11,7%. Мы разместили этот заем, поскольку в 2010 г. нам предстоит погасить 8–9 млрд руб. Вырученные от него средства мы пока положили на депозиты в среднем под 14%, и получается, что мы даже на них зарабатываем. А у инвесторов есть гарантия, что в любой момент мы с ними расплатимся.

– Как будут распределяться инвестиции в следующем году?

– Если совет директоров утвердит предлагаемый нами план, то из 5 млрд руб. инвестиций в 2010 г. более 2 млрд руб. пойдет на развитие рынка широкополосного доступа (ШПД) в интернет, около 500 млн руб. – на развитие канальной инфраструктуры. Все остальное израсходуем на так называемые клиентские проекты, в том числе на телефонизацию нового жилья. Будем развивать новые услуги на базе технологии PON. 47% инвестиций пойдет в регионы, 40% – в развитие петербургского филиала и 13% – на централизованные проекты.

Я только что вернулся из Ненецкого округа. Там работают всего два оператора, на площади в 200 000 кв. км живет 43 000 человек. Большинство – в двух городах, остальные – в чумах. Основная проблема в том, что нет внешних каналов связи, кроме спутника, который постоянно дает сбои, и использовать его очень дорого. Качество связи там крайне низкое – и мобильной, и фиксированной. Администрация округа просит нас проложить кабель до Республики Коми. Во все областные центры СЗФО, кроме Калининграда, мы волокно протянули, но, чтобы добраться до Нарьян-Мара, нужно построить федеральную трассу из Коми. Тогда можно провести кабель в теле или по обочине дороги. Стоит это недешево – примерно 350 млн руб. А при такой низкой плотности населения окупить этот проект в обозримом будущем представляется затруднительным. Мы не отказываемся от него, но хотели бы, чтобы проект был отнесен к федеральным программам. Потому что добровольно акционерное общество делать что-то себе в убыток, в принципе, не должно.

– В выручке СЗТ растет доля регионов. В первом полугодии 2009 г. она на 2% выше, чем за тот же период 2008 г. Чем привлекает региональное развитие?

– Это только кажется, что мегаполис неиссякаемый. Он имеет свои пределы. Люди в регионах хотят жить не хуже, чем в больших городах. В глубинке интернет более необходим – в столицах масса других развлечений. Очень интересный бизнес в Калининградской области, там у СЗТ интернет-трафик каждый год удваивается. Близость границы и оторванность от большой земли очень влияет на менталитет.

– В других регионах совершенно нет среднего класса, на который ориентированы относительно дорогие телекоммуникационные услуги. На кого вы там рассчитываете?

– Это упрощенный взгляд. Неперспективных регионов в СЗФО нет. В Архангельской области, которая занимает 600 000 кв. км, и Калининграде, площадь которого 14 000 кв. м, продажи наших услуг сопоставимы. IP TV в глубинке востребовано даже больше, чем в областном центре, ведь во многих селах устойчиво можно смотреть только два основных федеральных канала.

– В этом году СЗТ единственный из операторов Северо-Запада, несмотря на конкуренцию, поднял цены на ШПД от 1% до 11%. Почему вы решились на этот шаг?

– Это связано с кризисом, с инфляцией. Мобильные операторы тоже подняли тарифы на голосовую связь. Мы прайс-мейкер на рынке ШПД в нашем федеральном округе. На этот рынок мы вышли 14 февраля 2006 г., за это время мы набрали 820 000 абонентов, завоевали 42% этого рынка в СЗФО. СЗТ смог сконцентрировать финансовые средства, построить ADSL-инфраструктуру и предложить рынку тарифы, которые очень трудно перебиваются и являются крайне привлекательными и для свободных клиентов, и для клиентов других операторов.

– Конкуренция растет. В Ленинградскую область, где вы во многих местах были монополистами, вышел «Петерстар». Вслед за ним пойдут другие игроки.

– Ленинградская область не является определяющей для рынка, хотя основное развитие сейчас идет за счет регионов, где наше присутствие достаточно сильно, а неудовлетворенный спрос на услуги активно растет.

Примерно треть пользователей интернета в СЗФО находится в Петербурге. Мы занимаем около 30% рынка Петербурга, ни один другой оператор не имеет более 10%.

На что можно рассчитывать? Где деньги? Деньги находятся в новых услугах, потому что они востребованы. Год назад скорость доступа в 1 Мбит/с считалась пределом желания, а сейчас клиентам нужно 10 Мбит/с. Голосовая связь через 3–5 лет станет не более чем приложением к ШПД. Но деньги от новых услуг нужно уметь взять, а для этого необходимо делать клиенту пакетные предложения, чтобы он не убегал к другим операторам. Привязывать клиентов, увеличивая ARPU. СЗТ раз в три месяца выкидывает на рынок новые услуги. Мы пытаемся приучить рынок и своих пользователей к определенному уровню обслуживания.

– Но независимые операторы, выходя на рынок, будут снижать тарифы и забирать у вас клиентов.

– Пока мелкие операторы только теряют. Абонентскую базу всегда можно разделить на три части – патриотов определенного оператора, людей менее лояльных и клиентов, бегающих от одного оператора к другому в надежде сэкономить. Эта треть всегда была и будет.

Похожая ситуация была в первой половине 2000-х гг. в сегменте мобильной связи. Операторы по очереди приходили в регион, устанавливали все более и более низкие цены, стараясь набрать абонентов. Но это была, на мой взгляд, стратегическая ошибка. Они набирали абонентскую базу, не ориентируясь на доход. И, к сожалению, уронили рынок не только для себя, но и для нас.

– Минкомсвязи и ФАС заявляли о том, что магистральные операторы устанавливают монопольно высокую цену на присоединение к ШПД и другие игроки не могут выйти на рынок. Согласны ли вы с их оценкой?

– В Петербурге, как и в Москве, тарифы ниже, чем, например, в Сибири или на Дальнем Востоке. Минкомсвязи резонно говорит о необходимости сделать базовый тариф для всех. Конечно, если тарифы различаются в разы, это неправильно. Правда, прозвучало, что у нас в 1,5 раза различаются тарифы во Пскове и в Великом Новгороде, но это не совсем корректные данные. На самом деле разница среднего тарифа – всего 150 руб.

– Когда интернет в регионах будет стоить столько же, сколько в Петербурге?

– Думаю, что никогда. Предоставлять услугу в городе, в концентрированном месте, и там, где расстояния на обслуживание линий десятки или сотни километров, – это большая разница, себестоимость оказания услуги разная.

– Сотовые операторы в этом году стали полноценно конкурировать с фиксированными в сегменте ШПД. Активно разворачивается WiMax-сеть «Скартела» (Yota). Долго ли осталось жить проводному интернету?

– Нет, они пока нам не конкуренты в интернете. Мобильный интернет – это дополнение к домашнему, проводному. Им пользуются, например, в аэропорту, пока ждут самолета. У беспроводного интернета есть ограничения по скорости, по устойчивости передачи сигнала, по конфиденциальности. По радиоканалу невозможно предоставить некоторые услуги, например IP TV.

У мобильных операторов доля доходов от интернета пока ничтожная, это просто допуслуга. Да и стоимость мобильного интернета пока еще достаточно высока.

Вот по голосовой связи мобильные операторы – нам конкуренты. Но я уважительно отношусь к слову «конкуренция», потому что она стимулирует не стоять на месте. Для того чтобы шевелиться, чтобы не закиснуть, конкуренция очень важна.

– Вы чувствуете, что корпоративный сегмент, на который в первом полугодии пришлось 20,7% доходов СЗТ, стал сжиматься? У вас треть выручки в этом сегменте генерируют крупные компании, но есть еще мелкие и средние, которые ощутимо страдают.

– На самом деле страдают все, и в итоге страдаем мы. Каждое предприятие сочло необходимым сократить затраты на связь. Снизился трафик, снизилось количество телефонов. Нам удалось за счет пакетных предложений набрать новых корпоративных клиентов, не увеличить, но удержать долю рынка.

Но если где-то убыло, то где-то прибыло. Например, скукоживается бизнес, с другой стороны, развиваются бюджетные организации – налоговая служба, Пенсионный фонд. Мы участвуем в конкурсах на их обслуживание, их выигрываем.

На следующий год мы задумали масштабную экспансию в корпоративный сегмент. Мы созрели для того, чтобы вести наступление не на неприкаянных потенциальных клиентов, а целенаправленно уводить абонентов от конкурентов, предлагая значительно более выгодные условия. Мы хотим занять на корпоративном рынке в ближайшие годы не менее 50%.

– За счет чего?

– Качество. Ассортимент. И стоимость продукта, который мы предлагаем.

– Но операторы считают, что крупные клиенты уже поделены. Они уже определились с выбором.

– Насчет того, что они определились... Вы когда в загс приходите, вам тоже кажется, что вы определились навек. Но некоторые ходят в загс по 15 раз... Не будем загадывать.

Не жалеть о потерянном

В следующем году у Владимира Акулича заканчивается контракт с СЗТ. Менеджер говорит, что готов продолжить работу в СЗТ, если совет директоров сочтет это нужным и вновь выдвинет его кандидатуру: «Все вопросы о моей дальнейшей служебной карьере нужно адресовать не мне». В СЗТ ему нравится масштаб поставленных задач, а также колоссальные возможности профессионального самовыражения. Приобретенный в «Петерстаре» опыт строительства сети тоже был полезен, но это прошлое. Акулич вспоминает поговорку: не радуйся найденному, не жалей о потерянном. «Если все время оглядываться, ты работать просто не сможешь. Я не лью крокодиловы слезы, когда отнимаю клиентов у «Петерстара». Другое дело, что я никогда не позволю себе ударов ниже пояса не только по отношению к «Петерстару», но и к другим операторам», – говорит менеджер. По его словам, человек должен быть стопроцентным патриотом компании, в которой он работает.

Абонент

У меня есть домашний телефон, но я даже номера его не знаю, хотя мои домочадцы активно им пользуются. Мне чаще звонят на мобильный, номер которого я не менял много лет. И я с него звоню, даже из дома. Но если я хочу дома посмотреть что-то в интернете, то иду к компьютеру, который подключен к проводу.