«Донавиа» взлетела на новых чартерах

Проработав три месяца по плану финансового оздоровления и месяц под новым названием, «Донавиа» впервые почти за два года получила чистую прибыль

Получить прибыль удалось благодаря началу финансового оздоровления компании, план которого рассчитан на 2009–2014 гг., рассказал пресс-секретарь «Донавиа» Дмитрий Бакулин. Программа составлена всего три месяца назад, после того как в июне на годовом собрании акционеров «Аэрофлота» его гендиректор Виталий Савельев заявил, что, если убыточные «дочки» компании – «Аэрофлот-Дон» и «Аэрофлот-норд» – до 15 июля не представят такой план, материнская компания может поставить вопрос об их банкротстве. Также было решено сменить названия «дочек» – в том числе чтобы снизить имиджевые риски самого «Аэрофлота», предполагали участники рынка и эксперты. С 25 сентября «Аэрофлот-Дон» стал «Донавиа».

ОАО «Донавиа»

авиаперевозчик. акционеры: 100% ОАО «Аэрофлот – российские авиалинии» (данные компании). финансовые показатели (РСБУ, 9 месяцев 2009 г.): выручка – 4,66 млрд руб., прибыль – 111,58 млн руб. воздушный парк состоит из семи Boeing 737-500, трех Boeing 737-400, четырех Ту-154, четырех Ил-86.

За девять месяцев чистая прибыль «Донавиа» составила 111,58 млн руб. при сокращении выручки на 20,4% до 4,65 млрд руб., говорится в отчете компании за III квартал. Последний раз с плюсом удавалось закрыть 2007 год: чистая прибыль тогда составила 75,83 млн руб.

По словам Бакулина, вывести компанию на безубыточный уровень помогли прежде всего масштабные чартерные программы с Anex Tour, завершение реструктуризации авиапарка (с 2006 г. куплено 10 Boeing 737, состав авиапарка – см. справку), переход на самостоятельное техническое обслуживание воздушного парка. Boeing потребляют на 30% меньше топлива, чем Ту-154 и Ту-134, – это позволяет сократить расходы на топливо, добавляет он. Помогло и падение цен на авиакеросин, доля которого в себестоимости перевозок на импортных судах составляет 45–50%, отмечает аналитик «Кортеса» Павел Струков. По данным «Кортеса», в июле авиакеросин отпускали в 1,9 раза дешевле (15 000 руб./т), чем годом раньше, в сентябре – в 1,6 раза (16  000 руб./т).

«Донавиа» сократила фонд оплаты труда на 10,2% до 201,98 млн руб. по сравнению с январем – сентябрем 2008 г., хотя среднесписочная численность персонала уменьшилась всего на 3,9% до 1522 человек.

Авиакомпания рассчитывает завершить год с прибылью, но конкретных цифр Бакулин не называет. В августе гендиректор «Донавиа» Михаил Крицкий заявлял о планах более чем на 100 млн руб. Бакулин рассчитывает на новогоднюю чартерную программу: Мюнхен, Верона, Бурса, Париж, Анталья, Прага, Рованиеми, София, Турин, Хельсинки, Хургада, Шарм-эль-Шейх.

«Донавиа» по силам получить годовую чистую прибыль в 120–130 млн руб., хотя полностью исключить возможное ее снижение нельзя: могут быть отложенные затраты, считает аналитик «ВТБ капитала» Елена Сахнова.