Рынок арендатора

Кризисная ротация арендаторов в бизнес-центрах дала телекоммуникационным компаниям шанс получить новых клиентов. Правда, с существенными скидками

За восемь месяцев этого года мы вошли в 12 зданий за арендатором, в 90% случаев это связано с переездом, говорит гендиректор «Смарт телекома» Андрей Суходольский. Своих клиентов он не называет. В докризисные времена ежемесячно поступало от пяти до 10 заявок о переносе услуг, в начале года был всплеск до 100 заявок, сейчас – 20–30, цитирует пресс-служба директора петербургского филиала «Вестколл» Викторию Тихонову. Ввод новых бизнес-центров в кризис замедлился, количество подключений растет за счет действующих объектов, при переезде абонента, говорит представитель «ПиН телекома» Ксения Караджа. Сейчас хороший момент для переподключений, считает коммерческий директор «Ланк телекома» Алексей Максимихин. Собственникам бизнес-центров надо привлечь клиентов, работать с одним оператором им невыгодно, телекоммуникационные услуги для многих компаний становятся определяющими при выборе офиса, добавляет он. Вопрос о телекоммуникационных возможностях арендаторы сейчас задают одним из первых, согласен Валерий Хламкин, директор по развитию управляющей компании VMB Trust.

«До этого лета мы размещались в бизнес-центре с единственным телеком-оператором, одним из самых крупных на рынке, и платили ему 80 000–100 000 руб. в месяц», – рассказал на условиях анонимности руководитель небольшой фирмы. «В кризис наше финансовое положение ухудшилось, о скидке по аренде мы договорились, а оператор предложил нам лишь 10% скидки при условии предоплаты за год, но другого в бизнес-центр не пустили», – сетует он. По его словам, связь стала самой большой статьей расходов. «После переезда в другой офис, где можно выбрать из нескольких операторов, мы платим 15 000–25 000 руб. за те же виды услуг», – доволен он. В трех офисах турфирмы «Калипсо – мир путешествий» четыре оператора, это не оптимальная схема, но владельцы офисов сами выбирают оператора телефонных услуг и интернет-провайдера, выбора у нас нет, сетует исполнительный директор фирмы Анна Трубицина. Расходы на IT и рекламу – вторые по величине после зарплат и аренды, говорит она. Оператор в одном из офисов работает на эксклюзиве, поэтому снизить тарифы сложнее, чем было бы при наличии конкуренции. Трудно отказаться и от старых номеров, которые знают клиенты, хотя расходы у операторов с другими технологиями были бы меньше, признает она.

По словам гендиректора «БТК-девелопмента» Дмитрия Абрамова, если в бизнес-центре присутствуют один или два эксклюзивных оператора, вознаграждение собственника может составлять 10–20% от оборота. «Мы получили от оператора за возможность входа в бизнес-центр скидку в 20% на междугородный и международный трафик», – похвастался представитель одной из управляющих компаний. По словам Суходольского, в кризис управляющие компании снизили процент вознаграждения от оператора при входе в бизнес-центр, правда, с возможностью пересмотра после улучшения ситуации.

Практика эксклюзивного оператора уходит в прошлое. По словам Хламкина, такая работа была хороша на растущем рынке аренды, когда можно диктовать условия арендатору. Теперь этот подход не работает, крупный арендатор обычно приходит на объект со своим оператором, попытка навязать другого может сорвать сделку, отмечает он.

В Петербурге более 750 офисных зданий разного класса, за последние полтора года 15–20% отказались от эксклюзивности и впустили к себе новых операторов, оценил гендиректор «Недели сотовых технологий» Денис Кусков. С февраля 2009 г. VMB Trust, управляющая «Офисным домом Колобовых», заключила контракты с четырьмя телекоммуникационными компаниями, рассказывает Хламкин. BolloevCenter, сданный во второй половине 2008 г., работает с «Билайн бизнес», «Оранж» и «Петерстар», рассказал Абрамов. По его словам, компания выбирала между эксклюзивом одного оператора, собственным провайдером и неограниченным доступом с начальным подключением трех основных провайдеров. Выбрали последний вариант, чтобы исключить возможность потери арендатора из-за несогласия с телекоммуникационной политикой девелопера, объяснил он. Подключение одного бизнес-центра Денис Кусков оценивает в $10 000.

Мы уже больше года живем на рынке арендатора, констатирует Игорь Ситников, гендиректор телекоммуникационной компании «Миран» (входит в группу «Бекар»). Если управляющая компания держит стоимость аренды, она пытается привлечь арендаторов за счет значительного снижения цен на парковку, клининг, телеком, отмечает Суходольский. Из-за сокращения объема услуг, скидок и перехода клиентов на пакетные предложения ARPU сократился за год на 12%, сообщила Тихонова. С этой оценкой согласен Максимихин. В среднем по рынку APRU снизился на 15–20%, говорит Суходольский. Хотя объем подключений по сравнению с прошлым годом вырос, выручка «Смарт телекома» за полгода увеличилась лишь на 5–6%, сказал он. На выручке отражается не столько снижение темпов строительства, сколько сокращение рынка корпоративных клиентов, говорит представитель «Вымпелкома».