Выборы в ЕС: интрига до последнего

ЕС впервые выберет президента и министра иностранных дел. Первый пост может занять правый политик из Бельгии, второй – левый из Италии

Завтра лидеры Евросоюза соберутся на специальный саммит для утверждения первых президента и министра иностранных дел ЕС. Должности избираемых на 2,5 года президента ЕС (вместо нынешней системы полугодовой ротации страны) и главы МИДа, который объединит полномочия верховного представителя ЕС по общей политике и безопасности и еврокомиссара по внешним связям, вводятся Лиссабонским договором, своего рода общеевропейской конституцией. Документ вступит в силу 1 декабря, а с нового года кандидаты на два высших в ЕС поста приступят к обязанностям.

Ранее многие европейские дипломаты и сотрудники Еврокомиссии говорили «Ведомостям», что сделка по кандидатам будет пакетной. Идея такова: при президенте – представителе небольшой страны министром иностранных дел должен стать выходец из страны-тяжеловеса, при этом должен быть соблюден и баланс между правыми и левыми силами. В последние дни внутри ЕС набирает популярность и идея о необходимости гендерного баланса.

Фаворитом президентской гонки уже пару недель является христианский демократ Херман ван Ромпей: в первые президенты ЕС его прочат как букмекерские конторы, так и европейские дипломаты. Сильная сторона премьера Бельгии в том, что он представляет небольшую страну ЕС, участвующую во всех евроинициативах (Шенгене, еврозоне, Европейской хартии фундаментальных прав), говорит на нескольких иностранных языках, отлично разбирается в финансах и экономике и не имеет ярых противников внутри ЕС.

Вторую и третью строчку в шорт-листе занимают коллеги бельгийца из Бенилюкса – премьеры Нидерландов Ян Петер Балкененде и Люксембурга Жан-Клод Юнкер. Претензии на высший пост в ЕС есть и у прибалтов: Латвия выступает за избрание экс-президента Вайры Вике-Фрейберги, Эстония ратует за нынешнего главу государства Тоомаса Хендрика Ильвеса. Ильвес и Юнкер – пока единственные кандидаты, открыто заявившие о своих президентских амбициях.

Никогда не подтверждавший схожих амбиций британский экс-премьер Тони Блэр, до недавнего времени рассматривавшийся чуть ли не единственным претендентом в президенты ЕС, уже не входит даже в пятерку фаворитов. Как показали закулисные консультации премьера председательствующей в ЕС Швеции Фредерика Рейнфельдта с коллегами из 26 стран, многие политики Европы так и не простили Блэру поддержку американского вторжения в Ирак и обособленность Великобритании в деле евроинтеграции (страна не входит ни в зону евро, ни в Шенген, ни в Европейскую хартию фундаментальных прав).

Одно из решающих слов по традиции принадлежит Парижу и Берлину. На прошлой неделе близкий соратник немецкого канцлера Ангелы Меркель – председатель немецкого парламента Норберт Ламмерт выразил поддержку заявке Юнкера. Но для Парижа его кандидатура неприемлема, заверил «Ведомости» французский дипломат: между Юнкером и французским президентом Николя Саркози есть серьезные разногласия по финансовой политике. А ряд французских СМИ утверждает: сейчас Саркози сделал ставку на ван Ромпея, с которым он провел приватную 15-минутную встречу в кулуарах саммита ЕС 29 октября. В тот же день с глазу на глаз с бельгийцем побеседовала и Меркель. При этом вскоре после саммита оба лидера признали: Париж и Берлин проголосуют за единую кандидатуру.

С кандидатами в министры иностранных дел ЕС (этот пост должен отойти левому политику) все еще запутаннее, говорит сотрудник Еврокомиссии. Эта должность может в итоге оказаться еще более влиятельной, чем президентская (четкие полномочия обоих также определят на саммите в четверг): глава МИД ЕС автоматически становится вице-президентом Еврокомиссии, под чьим контролем будет многомиллиардный бюджет и 2000–3000 сотрудников. После самоотвода главы Форин-офиса Дэвида Милибэнда чаще других претендентом на эту должность стали называть его итальянского экс-коллегу Массимо де Алемо. Впрочем, он может вызвать неприятие восточноевропейских стран, так как ранее он был членом компартии, против него открыто выступают и многие правые министры в Италии, добавляет источник «Ведомостей» в Еврокомиссии.

Список других потенциальных кандидатов включает, в частности, того же Ильвеса (он согласен на любую из двух должностей), нынешнего британского еврокомиссара по торговле Кэтрин Эштон, экс-главу МИД Франции Мишель Барнье и греческого министра образования Анну Диамантопулос.

«В Брюсселе все еще идут споры, кто нужен на эти должности – харизматик, правый политик, южанин, проевропейски настроенный кандидат и т. п. Коктейль очень сложный, и сюрпризов исключать нельзя», – говорит член Еврокомиссии. Отсутствие компромисса признала в понедельник и шведский министр по делам ЕС Сесилия Малстром: «Я бы не назвала это полным беспорядком, но соглашения (по кандидатам) еще не достигнуто». По ее словам, настрой договориться за рабочим ужином в Брюсселе в четверг остается, но не исключено и продление саммита на следующие дни.