Сибирь слезам не верит

Федеральные законодатели переложили болезненный вопрос о транспортном налоге на региональных коллег. Уже четыре сибирских субъекта не испугались повысить налог на 20–60%
С.Портер

Федеральное собрание планирует разрешить субъектам РФ повышать ставку налога в 10 раз относительно базовой – максимум такой же, как если ее удвоить. Сейчас регионам можно повышать или понижать базовую ставку в пять раз. Сегодня ставки такие: до 100 л. с. – 5 руб., 101–150 л. с. – 7 руб., 151–200 л. с. – 10 руб., 201–250 л. с. – 15 руб., более 250 л. с. – 30 руб.

Не дожидаясь окончательной позиции центра, еще 22 октября первыми в Сибири повышение утвердили депутаты Томской областной думы. По сравнению с действующими (см. таблицу) ставки увеличили для автомобилей мощностью до 100 л. с. на 28,57% и на столько же – для 201–251 л. с., на 20% – для 101–150 л. с., для 151–200 л. с. – на 42,86%, для 251 л. с. – на 60,71%. Это должно прибавить областному бюджету около 107,8 млн руб. с 2011 г., говорится в сообщении думы. Законопроект вносила областная администрация, которая, по утверждению чиновника департамента финансов, планирует на этом остановиться.

Примеру последовали в Хакасии: 3 ноября налог был повышен в среднем на 30%, кроме автомобилей мощностью до 100 л. с. (по сообщению «Интерфакса»).

Увеличить ставки на 25–50% собирались и чиновники в Красноярском крае, сборы налога должны были вырасти в 2010 г. на 669 млн руб. (193,7 млн руб. – юрлица, 475,3 млн руб. – физлица). Для автомобилей мощностью 200–220 л. с. и 250–270 л. с. ставка не менялась совсем, а для машин до 100 л. с. повышалась в 1,5 раза. Но тут возмутились депутаты краевого законодательного собрания (ЗС): 12 ноября они сняли вопрос с голосования, сообщил сотрудник пресс-службы ЗС. Проект дорабатывается и будет повторно внесен в ЗС в пятницу (чтобы он вступил в силу с 2010 г.), без подробностей сообщила помощник министра финансов края Ольга Альберг.

В cовете депутатов Кемеровской области законопроект, предусматривающий повышение ставок, 28 октября прошел первое чтение, но на втором – 17 ноября был снят с повестки. Предлагалось по максимуму – в пять раз относительно базовой – увеличить все ставки для машин мощнее 150 л. с. Депутаты вернутся к законопроекту в конце ноября – начале декабря, сообщил начальник отдела по работе со СМИ совета Николай Николаенко. Ставка для автомобилей до 150 л. с. сохранится на прежнем уровне, говорит он.

Начальник управления финансов Новосибирской области Леонид Горнин говорил о планах с 2010 г. повысить транспортный налог на 30% для всех категорий плательщиков, кроме юрлиц с автобусами и сельхозтехникой. Но на сессию областного совета законопроект так и не попал: кое-что в нем шло вразрез с действующей редакцией НК – например, ставка для авто мощностью 200 л. с. и выше превосходила базовую более чем впятеро. В 2010 г. ставки останутся прежними, но председатель комитета по транспортной, промышленной и информационной политике областного совета Сергей Титков пообещал вернуться к их обсуждению. Вчера Горнин не отвечал на звонки «Ведомостей», а начальник отдела планирования доходов и взаимодействия с налоговыми органами Галина Фастова отказалась от комментариев.

«Центр умывает руки <...> ответственность лежит на регионах», – говорит профессор факультета политологии МГУ Ростислав Туровский. Но на радикальное увеличение, по его мнению, решатся не все, повышение более двукратного может вызвать мощную реакцию населения.